Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение работы З Фрейда «Психопатология обыденной жизни». Данная работа была написана в 1901 году, а спустя три года – опубликована. Данное произведение предназначено к прочтению широким кругом читателей.
Данный труд позволяет найти дорогу в бессознательное, включает в себя огромное количество примеров обычных психопатологий и их описательный анализ.
Интерес психоанализа всегда связывается с интересом к бессознательному. Как вообще представить себе, что бессознательное существует, ведь это сравнимо с тем, как если бы обывателю стали объяснять, что такое сладкий вкус, который ранее никогда не пробовал сладкое. Нельзя представить себе, что такое бессознательное, если никогда не сталкивался с психоанализом.
Почему Фрейд так обозначил название своего произведения - «Психопатология обыденной жизни». Если брать точку зрения психиатров, диагностики, то полчаса могут определить – в норме клиент кабинета психоаналитика, или нет. Но психоанализ придерживается другого подхода. Можно применять модели, которые дают возможность выделять определенные группы организации психики личности, типы характеров. Но каждый раз нужно понимать, что это – только определенные структуры, которые не должны отвлекать от главного: отношение к клиенту как сингулярному объекту, который обладает своей уникальной историей формирования психики, где все – это выбор именно пациента, а не ярлык «норма» или «патология» со стороны социума.
1 З. Фрейд и его точка зрения на психопатологию и обыденную жизнь. Забывание как процесс
Для основателя психоанализа важно было проводить черту между теми, кого можно считать патологичными, и теми, кто является здоровым. Большинство людей хорошего о себе мнения.
Обыденность же, для каждого из нас – представляет собой обычную, ежедневную жизнь, в которой чаще человек живет именно бессознательно.
В своем труде явлениями психопатологий обыденной жизни называются:
1) забывание собственных имен, иностранных слов;
2) забывание имен и словосочетаний;
3) забывание впечатлений и намерений;
4) прикрывающие воспоминания детства, обмолвки, очитки и описки, действия, совершаемые по ошибке, случайные действия, ошибки.
Основатель психоанализа говорит о том, что те ошибки, которые совершает человек, не являются случайными, поскольку они являются показателем вытесненных событий бессознательного, анализируя которые, можно увидеть глубины бессознательного и узнать немного больше о глубинных конфликтах самой личности.
Тема разных забываний является бытовым вопросом. Забывание является обыденным процессом, мы не помним и не вспоминаем о нем. Человек может забыть слово, которым он часто оперирует в речи. Память как будто существует рядом с нами или «мимо». Фрейд обращает внимание на такие детали. Рассматривая и анализируя забывание, Фрейд говорит о том, что воспоминания, которые он желал бы забыть, вызывали определенные воспоминания. То, чего «не доставало», имело отношение к «личному комплексу» и связывалось с неприятными воспоминаниями. Избегание таких воспоминаний наталкивается на препятствие и способствует формированию истерических симптомов.
2 Детские воспоминания. «Непрерывный поток самоотношения»
Детские воспоминания часто не стоит принимать как за «истину в последней инстанции». По мнению З. Фрейда, самые ранние воспоминания хранят в себе неважные вещи. А важные, как раз, не оставляют в памяти взрослого следа.
Безразличные воспоминания доступны при помощи замещения при репродукции другими, верными эмоциями, которые не могут быть воспроизведены по причине сопротивления. Они сохраняются по причине присутствия ассоциативной связи