Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Современное понимание проблемы раннего детского аутизма 4
2. Психологическая помощь и психологическая поддержка детей с синдромом раннего детского аутизма и их семей: задачи, структура, модели психологической помощи 7
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в сфере коррекционной психологии и педагогики одной из в большей степени актуальных проблем выступает проблема обучения и воспитания детей с синдромом детского аутизма. Аутизм непосредственно проявляется в отсутствии или существенном снижении контактов с окружающими, такому ребенку присущи «уход в себя», в свой внутренний мир. Отсутствие или слабость контактов наблюдается в отношении как к близким людям, так и к сверстникам. Ребенок, в детском коллективе или дома с родными, большей частью ведет себя так, как будто он находится один: он смотрит мимо, не обращает внимания на действия других, не отзывается на зов. Он играет один или «около» детей, зачастую разговаривает сам с собой, а чаще молчит.
Семья аутичного ребенка, которые испытывает на себе постоянные сложности и ограничения, непосредственно связанные с особым развитием ребенка, очень часто лишена моральной поддержки не только со стороны знакомых, но и близких людей. Окружающие в большинстве своем совершенно ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает сложно объяснить им причины поведения ребенка, его капризов. Зачастую семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с агрессивной реакцией людей, недоброжелательностью в транспорте, магазине, на улице и даже детском образовательном учреждении. Прямым следствием данных аспектов становится аутизация самих родителей, в первую очередь матерей —ограничение выходов в общественные места избегание контактов, сужение круга друзей, замыкание на собственных проблемах и т.п.
Именно поэтому родители, имеющие детей с синдромом раннего детского аутизма, нуждаются в психолого-педагогической помощи и сопровождении.
1. Современное понимание проблемы раннего детского аутизма
В настоящее время большинство авторов полагают, что аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Был выдвинут ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, ведутся интенсивные исследования по их проверке, но однозначных ответов пока нет. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляются нарушения биохимического обмена. Недостаточность может быть вызвана широким кругом причин:
• генетической обусловленностью,
• хромосомными аномалиями,
• врожденными обменными нарушениями,
• патологией беременности и родов,
• последствиями нейроинфекций,
• ранним шизофреническим процессом.
Таким образом, специалисты указывают на полиэтиологию (множественность причин возникновения) синдрома раннего детского аутизма, и его полинозологию (проявление в рамках разных патологий).
В. Е. Каган предлагает следующее определение аутизма (исходя из рассмотрения общения, как функции психики): аутизм, как психопатологический синдром, характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. Под предпосылками общения понимается:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. - №2. – С.46-56.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования «Теревинф». – 2007 – 319с.
3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 275с.
4. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф,2003-270с.
5. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений под.ред. Б.П.Пузанова. – изд.2-е, М.,2009--327с.
6. Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004. - №1. – С.55-63.
7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
8. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 2004- 269с.
9. Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. - №1. – С.150-164.
10. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007. – 136 с. – (Особый ребенок).