Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Критические факторы успеха проекта (Critical Success Factors) — это факторы, которые обязательно должны присутствовать, чтобы у проекта была высокая вероятность успеха. При этом сразу же возникает вопрос о том, что такое успех, и кто его определяет.
Важно также понимать, что наличие критических факторов успеха не гарантирует успешное завершения проекта, но их отсутствие серьёзно снижает вероятность достижения результатов проекта. Иногда среди этих факторов выделяют отдельную, специальную категорию – «общие источники неудач» — конкретные структуры, подходы или культурные артефакты, серьёзно препятствующие или подрывающие путь к успеху проекта. Но это тема для отдельной статьи.
Поэтому тема данной работы является актуальной.
Целью данной работы является изучение основных критических факторов успеха проектов.
Объектом исследования являются современные проекты, предметом – особенности успеха их реализации.
1 Основные критические факторы успеха проектов
Множество статей основаны на статистическом анализе завершённых проектов и все они заканчиваются приоретизированным списком факторов, объединяющих успешные проекты. Однако общего взгляда на тему, обобщающего и интегрирующего предыдущие труды на было. Данная работа постарается дать основу для будущих теоретических изысканий в области Критических факторов успеха и дать краткий обзор уже существующих идей.
В данной работе рассмотрим основные критические факторы успеха проектов.
Прежде всего, необходимо начать с определения критериев, по которым будет оцениваться успех. Как правило это:
1. Удовлетворение требований качества
2. Соблюдение ограничений «время-цена-качество»
3. Создание добавленной стоимости среды – то есть увеличение потенциала организации
4. Достижение финансовых параметров (например, целевого возврата инвестиций)
5. Достижение стратегических целей
Что из этого «успех»?
На самом деле – всё, в зависимости о ком из членов широкой «проектной семьи» говорить. Кто входит в эту «семью»?
«Проектная семья» включает в себя трёх основных членов, двух близких «родственников» и одного «патриарха».
Трое основных членов, описанные в терминах и стандартах Project Management Institute (PMI):
1. Проект: временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата
2. Программа: ряд связанных друг с другом проектов, подпрограмм и операций программы, управление которыми координируется для получения выгод, которые были бы недоступны при управлении ими по отдельности
3. Портфель: проекты, программы, подпортфели и операционная деятельность, управляемые как группа с целью достижения стратегических целей [1].
Близкие родственники:
1. Процессы: операционная деятельность организации. Процессы позволяют использовать изменения в добавленной стоимости для достижения дополнительных выгод
2. Продукт: создание продукта проекта, которые предоставляет проект с определёнными результатами
Как и за любой традиционной семьёй, за «проектной семьёй» пристально следит «патриарх»:
1. Старший менеджмент: устанавливает культурные, стратегические, структурные критерии и даже критерии успеха организации.
У каждого члена «семьи» есть своя зона ответственности, от которой зависит успех всей «семьи»
На рисунке ниже можно видеть модифицированную матрицу распределения ответственности, где, помимо стандартных аббревиатур, R – Responsible (ответственный), А — Accountable (подотчётный), С – Consulted (консультировать), I – Informed (информировать), добавлено S – Specifies the criteria for success (определяет критерии успеха). На ней видно, кто за что отвечает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьев Д.Г., Килина К.А. Особенности определения успеха ин-тернет-проектов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 1. С. 88-109.
2. Быковский В.В. и др. Управление инновационными проектами и программами: учебное пособие. Тамбов, 2011. 104 с.
3. Туккель И.Л. и др. Управление инновационными проектами. СПб., 2011. 416 с.