Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако зачастую в условиях не только экономического кризиса, но в относительно спокойное время каждое предприятия, под влиянием тех или иных факторов может оказаться в ситуации неспособности расплачиваться по своим долгам. Поэтому большую роль на современном этапе имеет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, что позволяет восстановить ущемленные права кредитора или же помочь выйти должнику из кризиса.
В настоящее время на существование и развитие любой организации оказывают влияние и внешние и внутренние факторы. Состояние мировой экономики, экономическая и политическая ситуация в стране, положение дел в отрасли, а так же организация производства и подобные моменты могут сильно подорвать экономическую безопасность предприятия.
Цель работы состоит в рассмотрение процедуры банкротства.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и место банкротства как гражданско-правового института;
- представить характеристику процедур банкротства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие и место банкротства как гражданско-правового института
Государство, выступая основным регулятором всех общественных отношений должно применять все доступные ресурсы для развития механизмов, эффективно регулирующих и защищающих предпринимательскую деятельность. Одним из таких механизмов является институт банкротства , который позволяет выявлять неэффективные хозяйствующие субъекты и с помощью специально установленных средств и процедур прекращать их деструктивную деятельность в экономической сфере .
В настоящее время правовая доктрина исходит из того, что несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым институтом рыночной экономики . По мнению В.А. Семеусова «Банкротство - один из инструментов оздоровления промышленности, ее структурной перестройки, а посему если определенное предприятие не вписывается в рыночную экономику, то оно должно быть подвергнуто цивилизованной процедуре ликвидации». Как отмечает С.Э. Жилинский, несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Аналогичной точки зрения относительно места института несостоятельности придерживается Е.А. Махнева, утверждая, что «применение законодательства о банкротстве позволяет ликвидировать предприятия, оказавшиеся безнадежно неизлечимыми» .
Кроме того разрабатывается и совершенствуется систематизированное законодательство, регулирующее указанные процессы. Законодательная регламентация упразднения неплатёжеспособных должников, несомненно, положительное средство, позволяющее вначале их дифференцировать, а затем предотвращать неблагоприятные последствия их деятельности, одновременно осуществляя с помощью органов государственной власти и субъектов публичного управления «отсев» подобных субъектов.
Вместе с тем, не следует забывать, что процедура признания должника банкротом порождает существенные негативные последствия для внутренней среды, охватываемой хозяйствующим субъектом, так как затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других; формирует во многих случаях значительные социальные издержки . Следовательно, государство, в целях снижения негативных факторов несостоятельности, должно активно регулировать процесс банкротства. Такая активность должна проявляться: 1) в систематизации этого процесса; 2) в его правовой унификации; 3) в применении объективно необходимых и нормативно закрепленных мер и средств к организации-должнику; 4) к внедрению административных процедур в данной области.
Исходя вышеизложенного и анализа норм российского законодательства о банкротстве, доктринальных положений науки можно выделить следующие формы государственного регулирования процесса несостоятельности (банкротства):
1) общее нормативно - правовое регулирование по средствам приятия законов и подзаконных актов в области несостоятельности;
2) осуществление контроля за ходом процесса несостоятельности через соответствующие судебные органы (арбитражные суды);
3) непосредственное участие в управлении процессом несостоятельности должника через уполномоченные и регулирующие органы.
С 1992 по 2002 год в нашей стране были приняты три совершенно непохожие друг на друга закона регулирующих отношения несостоятельности.
Первым российским законом, регулирующим отношения несостоятельности, на современном этапе развития нашего государства, является Закон РФ № 3929-1 от 19.11.1992 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» . Данный закон создал правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного должника. В законе предусматривались три типа применяемых к должнику процедур: реорганизационные (внешнее управление и санация), ликвидационные (конкурсное производство) и мировое соглашение.
Следствием реформы законодательства о несостоятельности (банкротстве) стало принятие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127- ФЗ от 26.10.2002. Данный закон с одной стороны устранил негативные влияния в сфере несостоятельности, связанные с практикой применения Закона 1998 г., а с другой стороны породил новые правовые коллизии, обусловленные практикой своего применения. С 2002 года в данный закон были внесены более десятка изменений, направленных на его совершенствование, но, несмотря на все усилия законодателя, число правовых коллизий не уменьшается. Большинство учёных и практикующих юристов в сфере несостоятельности всё чаще и чаще приходят к выводу о необходимости принятия нового ФЗ в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства), который бы в полной мере учитывал частные и публичные интересы участников процесса несостоятельности.
Таким образом, законодательство о несостоятельности (банкротстве) в нашей стране находится в постоянном динамическом развитии, что свидетельствует о повышенном внимании со стороны Государства к проблемам реализации банкротства.
2. Характеристика процедур банкротства
В современных экономических условиях, особую актуальность приобретает институт несостоятельности (банкротства). Для того чтобы институт несостоятельности функционировал в полной мере, предотвращал негативные последствия предприятий, находящихся в кризисном состоянии, действующий закон о банкротстве содержит ряд мероприятий, направленные на восстановление платежеспособности должника в процедуре банкротства. К таковым относятся реабилитационные процедуры либо их еще называют восстановительными.
При рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с вышеназванным Федеральным законом РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение (гл. IV);
- финансовое оздоровление (гл. V);
- внешнее управление (гл. VI);
- конкурсное производство (гл. VII);
- мировое соглашение (гл. VIII).
Основной целью реабилитационных процедур является восстановление, а в последующем сохранение и удержание платежеспособности предприятий, находившихся в неблагоприятном экономическом положении .
Процесс банкротства начинается с введения наблюдения, в течение которого принимается решение либо о реабилитационной, либо о ликвидационной процедуре несостоятельности, то есть определяется дальнейшая судьба должника.
Процедура наблюдения отсутствовала в российском дореволюционном конкурсном праве, в том числе не получила законодательного закрепления и в Законе о банкротстве 1992 года. Наблюдение было заимствовано из законодательства о несостоятельности Франции, а первое упоминание присутствовало в Законе о банкротстве 1998 года . Представляется, что возникновение данного этапа банкротства в России связано с появлением восстановительных процедур, реализуемых в делах о несостоятельности.
Сравнивая процедуры процесса банкротства «наблюдение» и «конкурсное производство» можно сделать вывод, что обязанности временного и конкурсного управляющих, по моему мнению, распределены не совсем логично. В процедуре наблюдения, которая должна быть окончена с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 – «Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд», арбитражному управляющему не требуется много времени для выполнения своих функций, а именно, согласно ст. 67 временный управляющий обязан:
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (то есть привлечь охранную организацию для исполнения этого обязательства, что не требует много времени); также, стоит отметить, что временный управляющий не является руководителем должника, и, следовательно, он не обладает полномочиями для привлечения охранной организации для обеспечения сохранности имущества, а значит этот пункт становится практически не выполнимым;
- проводить анализ финансового состояния должника (занимает от 7 до 28 дней, в зависимости от размера предприятия);
- выявлять кредиторов должника;
- вести реестр требований кредиторов (для этого в современных условиях используются специальные автоматизированные программы, что позволяет существенно экономить время);
- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
- созывать и проводить первое собрание кредиторов; в то время как на конкурсного управляющего сваливается вся тягость процесса банкротства, все обязательства которой он должен выполнить в течении 6-ти месяцев.
Обязанности конкурсного управляющего следующие:
- принять в ведение имущество должника;
- провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства – это проблематично и может занять много времени, по тем причинам, что имущество может находиться не на предприятии, следовательно, его нужно найти;
- включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника. Необходимо привлечь оценщика для оценки имущества должника (в некоторых случаях описанных в законе) – во-первых, производится оценка на этом этапе, по факту, за счет конкурсного управляющего, во-вторых это занимает время – оценка имущества предполагает проверку оборудования. Следует принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; передавать на хранение документы должника, которые подлежат обязательному хранению в соответствии с федеральными законами – т.е. каждое дело нужно провести в надлежащий вид в соответствии с правилами хранения документов в архиве, что опять таки, влечет за собой денежные и временные затраты .
На сегодняшний день обязательное введение наблюдения приводит только лишь к затягиванию процесса банкротства. В большинстве случаев уже на стадии принятия заявления очевидно плачевное положение должника. Представляется, что наиболее эффективным решением является введение наблюдения не во всех случаях, а только лишь в отдельных, в зависимости от конкретной ситуации и возникших у суда сомнениях о возможности введения конкурсного производства .
Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности .
Данная процедура является вторым этапом в процедуре банкротства и вводится после завершения процедуры наблюдения. Основное назначение данной процедуры – создание условия для восстановления финансовой устойчивости предприятия за счет средств, предоставляемых его учредителями, участниками, акционерами, а также иными третьими лицами. Вышеуказанные лица должны обратиться с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления на первом собрании кредиторов с предоставлением пакета документов, указанных в приложении к ходатайству.
Восстановление платежеспособности в рамках дела о банкротстве происходит на таких реабилитационных процедурах как финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако финансовое оздоровление в России практически не применяется и составляет менее 1% от общего числа процедур банкротства. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности .
Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда одновременно с назначением административного управляющего. Основными задачами арбитражного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а также контроль за деятельностью органов управления должника.
При введении процедуры финансового оздоровления для предприятия наступают следующие последствия:
- устанавливается особый порядок предъявления требований к должнику;
- отменяются все обеспечительные меры в отношении имущества должника;
- приостанавливаются все исполнительные производства, возбужденные в отношении должника;
- устанавливается запрет на действия учредителей по выделению доли (пая) в имуществе должника;
- не допускается применение мер гражданско-правовой ответственности по исполнению денежных обязательств, за исключением текущих платежей .
В процедуре банкротства внешнее управление занимает третью ступень, и применяется она к должнику для восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению корпорацией внешнему управляющему. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и длится не более 18 месяцев, однако она может быть продлена на срок до 6 месяцев.
Стоит отметить, что внешнее управление распространяется только на юридических лиц или фермерские хозяйства.
Внешнее управление регулируется гл. 6 Федерального закона № 127 . В ней рассматриваются его основные положения, а также полномочия внешнего управляющего.
К особенностям внешнего управления можно отнести создание на предприятии определенных экономически-правовых условий, к ним можно отнести следующее: