Фрагмент для ознакомления
2
1 Понятийный аппарат педагогического исследования
Исследование в сфере педагогики – это процесс и итог научной деятельности, нацеленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Исследование в области педагогики объясняет и предугадывает факты и явления.
Но практически все эмпирические исследования, которые связаны с созданием и разворачиванием процесса образования и образовательных учреждений, являются комплексными психолого-педагогическими. Часто им присущ социально-психолого-педагогический, медико-педагогический характер и пр. Невозможно анализировать образовательный процесс, не исследуя внимание, память, мышление, чувства, способности к разным видам деятельности учеников . Всегда важно принимать во внимание целостную, интегрированную личность ученика, учитывать его индивидуальные особенности. Формировать подлинное исследование в образовательной области без конкретизации ее психологического содержания невозможно.
Раскроем представление о содержании понятийно-категориального аппарата научно-педагогического исследования.
Прежде всего, отметим, что существенный вклад в исследование проблемы формирования научных понятий и систематизации понятийно-терминологического аппарата педагогики внесли Ю.К. Бабанский, М.А. Галагузова, И.М. Кантор, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.
Поскольку педагогическое понятие в определенном смысле является обобщением знаний о предмете, теоретическим утверждением о его сущностных характеристиках, то само построение понятийно-категориального аппарата, предполагающего не только формулировку ключевых определений, но и их систематизацию, может расцениваться как значимый результат исследования и как важный компонент исследования, обуславливающий направления его развертывания.
Отметим, что разработка понятийно-категориального аппарата должна осуществляться в соответствии с принципами полноты, непротиворечивости и системности, а также с учетом гибкости, подвижности и диалектичности входящих в его состав понятий. Кроме того, в содержательном плане он должен соответствовать главным компонентам (разделам, этапам и т.д.) изучаемого объекта, а также его методологической основе, что влечет необходимость использования специфических терминов. Такое его построение позволяет содержательно отразить педагогическую действительность с точки зрения изучаемого объекта. При этом допускается привлечение терминологии смежных научных систем. Исходя из вышеизложенного, весь понятийно-категориальный аппарат должен, на наш взгляд, подразделяться как минимум на две группы: основные и вспомогательные понятия.
Основные позволяют выразить ключевые идеи исследования, представить принципиальную позицию автора, поскольку являются непосредственно связанными с предметом исследования и имеют, как правило, авторские трактовки. В связи с этим данная группа немногочисленна и отражает главное концептуальное направление.
Группа вспомогательных понятий более обширна, поскольку обеспечивает выявление тех или иных нюансов строящейся теории, ее особенностей, теоретических аспектов, междисциплинарных связей и т.д.
Наряду с общими требованиями к понятийно-категориальному аппарату выделяют требования к терминам, составляющим его основу. Отметим, что термином называют слово для определения понятия .
Важным элементом педагогического исследования выступает определение и формулировка проблемы исследования.
Прежде всего, необходимо разграничить понятия «практической» и «научной» проблем. Практическая проблема это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию).
Проблемная ситуация порождает проблему, которая представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы.
2 Содержание педагогического исследования
Анализ научных изысканий в области педагогики позволяет выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого педагогического исследования в процессе его проведения — это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения. Названные компоненты составляют основу научной работы и обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Опыт показывает, что этого необходимо и достаточно для обоснования методики, логики и программы планируемого научного исследования .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2016. - 320 c.
2) Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ, 2016. 538 с.
3) Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2012. - 208 c.
4) Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг и др. - М.: Алетейя, 2011. - 352 c.
5) Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А. Шевченко, А.И. Кравченко - М., 2016
6) Михайлычев, Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании / Е.А. Михайлычев, Б.Е. Механцев. - М.: Высшая школа, 2011. - 200 c.
7) Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
8) Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 апреля, 2019 г., г. Екатеринбург, Россия. — Екатеринбург : ФГБОУ ВО "УрГПУ", 2019. — 179 с.