Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире развитие личности невозможно без связи с экологией, без экологического видения мира невозможна реализация человеческой сущности. В связи с этим каждые действия личности должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, являющимися основой осознанного воздействия человека на мир природы, являющейся частью ноосферы культуры Земли. Кризис эволюции современной воспитанности, сопряженный с экологическим уровнем развития, требует для своего решения реализации глубинной сущности человека, всего его личностного потенциала.
Ценности нового мировоззрения в первую очередь должны соответствовать природе глобальных экологических законов. В связи с этим педагогика имеет большое значение в утверждении и трансляции ценностей новой, адекватной природе человеческой воспитанности. Однако вопрос о том, какие приоритеты и в какой мере должны передаваться в образовательном процессе, не имеет пока однозначного ответа.
Следовательно, существует необходимость в переосмыслении существующих теоретических подходов к образованию и опыта его практического осуществления в контексте современных научных концепций. Происходят эволюционная политика расширения рамок экологического образования от познания детьми природы к формированию экологического мировоззрения. Несмотря на это практика показывает, что прирост экологического сознания на основе только формального экологического обучения оказывается безрезультатным. Багаж экологических знаний является лишь частью одного целого, наряду с другими частями: эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляции экологической активности и так далее.
Продолжаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического обучения дошкольников. Многообразие различных приоритетов экологического обучения едины в отношении необходимости формировать экологическое сознание личности. Большое число исследователей считают, что экологический кризис является мировоззренческим, и спасти планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием, основанным на соблюдении законов природы, осознанием того, что сама личность - является частью природной системы.
Одна из приоритетных задач образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности, основанного на определенной концепции базовых показателей. Одним из таких показателей является формирование идеального отношения к природе, окружающей среде – экологическое образование [5].
Экологическое образование детей дошкольного возраста в концепции непрерывного экологического просвещения населения России стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных образовательных организаций. Именно поэтому педагог является главным действующим лицом в воспитании у детей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой. Освоить методику экологического образования для формирования чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле – миссия каждого педагога
Исследования разных авторов доказывают, что развитие экологического сознания на основе только формального экологического образования является одним из непродуктивных педагогических методов. Набор экологических знаний является лишь одним из составляющих элементов. Помимо этого требуется эмоциональное влияние природных объектов на ребенка, педагогическая подготовка практической деятельности с ними, стимуляция экологической активности и так далее. Продолжаются поиски эффективной политики и совокупности методов экологического образования дошкольников. При всем многообразии существующих концепций экологического образования последователи разнообразных точек зрения сходятся во мнении, что необходимо формировать экологическое сознание личности. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дошкольные образовательные организации должны обеспечивать саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей дошкольного возраста [9].
Актуальность времени обусловила необходимость использования новейших педагогических совокупности методов для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста. Анализ современной литературы позволяет определить, что любая современная педагогическая технология представляет собой совокупность достижений педагогической науки и практики, комбинирование традиционных форм работы прошлого опыта и того, что рождено социальной эволюцией, гуманизацией и демократизацией общества. Эксперименты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности детей дошкольного возраста, решения задач их экологического образования.
Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определенной степени развития логического мышления, но это еще этап формирования определенных качеств личности, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Явления природы, развитие растений и животных вызывают интерес у детей, особенно старшего дошкольного возраста, поэтому в некоторых случаях они сами пытаются найти ответ на появившиеся вопросы. Это связано с тем, что в силу ограниченности опыта ребенка и особенностей его мышления ему не всегда понятны объяснения воспитателя. А проведение экспериментов явление приближается к ребенку, раскрывается его суть [19].
Анализ исследований психологов доказывают положение о том, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях должен быть основан не только на наглядных, но и на практических методах деятельности. Это положение является основным при осуществлении экологического образования детей дошкольного возраста. Для того чтобы повысить действенность педагогического процесса в экологическом образовании детей дошкольного возраста необходимо уделять повышенное внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Таким образом, из всего вышесказанного вытекают противоречия:
1) экологическое образование является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
2) между осознанностью значимости детского экспериментирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, и, что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников разработана неполно
Объект исследования - процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования –организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя различные виды и формы детского экспериментирования
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании предполагаемой эффективности организованной работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности экологического образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Экологическое образование детей дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации
Экологическое образование детей дошкольного возраста – новое направление дошкольной педагогики, его становление началось много времени спустя, чем в системе школ и вузов. Его новизна проявляется в изменении концепции к ознакомлению детей с природой. Фундаментальной идеей, которого является педагогический процесс, который опирается на основные мысли и представления экологии, доступные детям дошкольного возраста. Введение ФГОС ДО укрепило позицию экологического образования детей дошкольного возраста. Образовательная область социально-коммуникативное развитие направлена на: «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Образовательная область познавательное развитие предполагает: «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеенкова, Е. Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Алексеенкова. – М. : Компания спутник+, 2004. – 49 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте дети! [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Эксмо - Пресс, 2008. – 208 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М. : Академия педагогических наук, 2000. – 486 с.
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебнометодическое пособие / Т. М. Бабунова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 189 с.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // О. Ю. Шмидт. URL: http: // bse.slovaronline.com (дата обращения 25.01.2017)
6. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. – М. : Учитель, 2002. – 130 с.
7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо – Пресс, 2000. – 1008 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова – М. : Прометей, 2002. – 103 с.
9. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М. : Прометей, 2013. – 254 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды [Текст] / П. Я. Гальперин. – М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2008. – 480 с.
11. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Гончарова. – Изд-во Нижневаторского государственного гуманитарного университета, 2012. – 330 с. 54
12. Деркунская, В. А. Игры-эксперименты с дошкольниками [Текст] / В. А. Деркунская, А. А. Осикина. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 64 с.
13. Дыбина, О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 28 с.
14. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
15. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
16. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст] / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
17. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е. И. Золотова. – М. : Просвещение, 2000. – 159 с.
18. Зубкова, Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет [Текст] / Н. М. Зубкова. – СПб. : Речь, 2010. – 64 с.
19. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 35 с.
20. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 2006. – 416 с.
21.Картамышева, Н. В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования [Текст] / Н. В. Картамышева. – М. : Просвещение, 2002. – 16 с.