Фрагмент для ознакомления
2
1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Понятие «государство» чаще всего употребляют в широком, а кроме этого в узком смысле.
В широком значении государство отождествляется с обществом, с определенным государством. Допустим, когда говорят: «государства, входящие в ООН», «государства - члены НАТО», «государство Индия». В данных примерах под государством понимают целую страну вместе с народом, проживающим на конкретной территории. Данное представление о государстве являлось доминирующим в античности и в Средних веках .
В узком смысле государство понимают в качестве одного из институтов политической системы, который обладает верховной властью в обществе. Данное понимание значения и места государства обосновывают во время формирования института гражданского общества (XVIII - XIX вв.), во время происхождения усложнения политической системы и социальной структуры общества, появления необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и иных негосударственных институтов политической системы.
Государство – главный социальный политический институт общества, ядро политической системы. Обладает суверенной властью в обществе, и управляет жизнедеятельностью граждан, регулирует взаимоотношения между разными социальными слоями и классами, отвечает в области стабильности общества и безопасность граждан.
Государство обладает сложной организационной структурой, которая состоит из определенных элементов: законодательных учреждений, исполнительно-распорядительных органов, судебной системы, органов охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженных сил и так далее. Все это дает возможность государству выполнять не только функцию по управлению обществом, но также функцию по принуждению в отношении, отдельных граждан, а также большой социальной общности. Например, во время советской власти в Советском союзе фактически уничтожили много классов и сословий, политической репрессии при этом подвергали целые народы .
Научные исследования и выводы говорят о том, что государственные организации приходят на смену родоплеменным организациям. Право - на смену обычаю. И произошло это не на основании самого изменения общественного нрава, религиозного воззрения и взглядов, а на основании коренного изменения экономической сферы, а также в самом первобытном обществе, которые привели к разложению первобытного общинного строя, а также потери способностей первобытных обычаев урегулировать общественные отношения в новейших условиях.
Известное во всемирной истории крупнейшее разделение труда, связанное с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли, а также обмена приводят к росту производительной силы, к способностям людей производить больше средств необходимых для существования, что было необходимым для поддержания жизни. Стало экономически выгодно применять чужой труд. Военнопленных, которых до этого убивали либо принимали на равных в свой род, начинают превращать в рабов, заставляют их работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали .
В новейших общественно-экономических условиях прежнюю систему организации власти – родоплеменную организацию, рассчитанную на управление обществом, не знавшие имущественных разделений и социальных неравенств, оказывается бессильным перед большими изменениями в области экономики и социальной жизни, усиливающимся противоречием в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.
Изначально право складывается в качестве совокупности новейших обычаев, соблюдать которые обязывали появляющиеся государственные органы и в первую очередь суды. Позже правовые нормы (правила поведения) устанавливали акты князей, королей и просто наделенные данными полномочиями чиновники.
Современным социальным государством является институт, который направлен на организацию нормальной жизни и развития общества, в общем, на защиту прав, свобод и законных интересов каждого гражданина и всего народа, орудие разрешения споров и конфликтов как внутри страны, так и за его пределами. Следует сказать о том, что государство не утратит в полном объеме свои карательно-репрессивные функции, но будет использовать их только в крайних случаях, в отношении узкого числа граждан, которые нарушают права и свободы других граждан, а кроме этого против стран-агрессоров и деспотического режима, нарушающих права и свободы собственного народа.
В развитии современного социального государства, возможно, увидеть две взаимосвязанные тенденции. Первая может заключаться в усилении значения государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованной структуры. Вторая является противоположной первой и будет связываться с ограничением властей, уходом их от страны к иным политическим структурам и неполитическим структурам.
Данные тенденции порождаются действием некоторых причин. Одну из них объясняют надобностью государственного регулирования информационной и иных новейших областей общества, разработкой определенного законодательства, борьбой с новейшими типами преступлений (допустим, компьютерными), формированием связанных с этим государственных органов.
Определяющее место в работе государства отводят таким позитивным функциям, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением, и иные социальные функции. В XX в. значительно повышается значение государства и в урегулировании экономических отношений - государственный контроль и спорадическое вмешательство в экономику создают возможность по смягчению и изживанию кризисного явления. Большое место в правовой системе развитых стран XX в. отводят социальному законодательству. В результате расширения социальной деятельности государства увеличивается область действия публичного права.
Государство становится не только орудием классового господства, но и средством достижения общественного компромисса, организации социального партнерства, снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами общества. Созданное и охраняемое таким государством право отличается от права первой половины XIX в. тем, что оно, во-первых, содержит уже не только возведенную в закон волю буржуазии, но и волю, интересы, требования других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грудцына Л. Ю., Иванова С. А., Пашенцев Д. А., Развитие институтов гражданского общества в системе частноправовых отношений. - Москва: Юркомпани, 2015. - С. 26.
2. Калмыкова А. Д., Роль политических партий в системе российского парламентаризма // Российское государствоведение. - 2015. - № 4. - С. 49.
3. Месилов М.А., Правовая культура в механизме развития Российской государственности (монография). - Москва: Издательство «Спутник +», 2012. - С. 15.
4. Пашенцев Д. А., Финансово-правовая традиция России. - Москва: Кнорус, 2015. - С. 9.
5. Чернявский А. Г., Роль и значение идеологии для государства и права. - Москва, 2016. - С. 7.
6. Богатова О.В. Актуальность динамического развития теории государства и права как науки // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 8 Т. 1. – М.: Юрист, 2013. – С.45.
7. Васильев А.М. Общая теория государства и права как фундаментальная наука правоведения // Правоведение. – 2013. - № 1. – С.244.
8. Власенко Н.А. Теория государства и права. Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения. – М.: Юриспруденция, 2013. – С.24.
9. Ефремов И.А. Теория государства и права и современное законодательство России: или что не преподают студентам // Право и образование. – 2013. - № 12. – С.133.
10. Княгинин В.Н. Теория государства и права как наука // Теория государства и права. Сборник статей 4-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: Спутник, 2012. – С.343.
11. Ковалев Б.Н. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных трудов. Вып. II. - Великий Новгород: Изд. Воробьев А.В., 2013. – С.144.
12. Крупеня Е.М. О важности изучения юридических категорий в учебном курсе «Теория государства и права» // Право и образование. – 2013. - № 2. – С.24.
13. Летяев В.А. Проблемы систематизации историографических знаний в области теории и истории права и государства // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2013. - № 2 (66). – С.167 – 168.
14. Остроумов Г.С. Теория государства и права как фундаментальная наука // Юрист. – 2013. - № 2. – С.143.
15. Стрельников К.А. Вопросы методологи и теории и истории государства и права // История государства и права. – 2013. - № 4. – С.144.
16. Фарберов Н.П. Общая теория государства и права как фундаментальная наука // Актуальные проблемы теории государства и права. – 2012. – № 5. - С.4.