Фрагмент для ознакомления
2
1.Конспект психологического вечера на тему «Средства арттерапии как помощь при стрессе».
Большое значение для развития подростка младшего школьного возраста имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние.
Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, формами психотерапевтической работы.
Она способствует активизации процессов «самости» младшего школьного возраста - самопознания, саморазвития, самотерапии средствами искусства, профилактики и самокоррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний.
Интерес к арт-терапевтическим методам отражает потребность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к инстраспекции и активному действию.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний либо напротив чрезмерно связан с речевым общением.
Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
В арт-терапевтической работе может участвовать (любой) каждый ребенок, т.к. она не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, налаживания контактов, снятия эмоционального напряжения.
2. Подготовьте психокоррекционную программу на тему «Средства для повышения уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста».
Программа развития воображения рассчитана на 5 часов. Основной формой организации развивающей работы являются групповые занятия. Всего 8 занятий при частоте встреч – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30 – 40 минут.
Цель программы: развитие воображения.
Задачи:
развитие у ребенка художественно – образного мышления, воображения и фантазии;
устранение эмоциональных преград;
создание основы для последующих творческих комбинаций;
раскрепощение воображения.
Игра «Антивремя».
Каждому из участников группы предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город», «Картинная галерея», «Музей» и так далее. Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.
Упражнения «Литературные опыты».
Детям предлагается начало рассказа: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Игра «Чудеса техники».
Предлагается вообразить, будто мы находимся на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта – осязаемые, но невидимые. Мы роемся в кармане и «находим» коробок спичек. Затем делаем несколько демонстративных движений, перекладывая коробок из руки в руку, открывая и закрывая его (коробок невидим). Зажигаем несуществующую спичку и передаем ее одному из детей. Затем просим, чтобы другой ребенок зажег еще одну сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все остальные дети: кто-то пришивает несуществующую пуговицу, кто-то точит карандаш и так далее. Остальные дети отгадывают, кто что делает.
Упражнение «Изучение географической карты».
Ребенку дается туристическая маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки схематически нанесены изображения железной дороги, мостов, деревень и так далее. Инструкция: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи».
Игра «Перевоплощение».
Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок давал задание своему соседу.
Упражнение 1 «Изобразите по-своему».
Изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.
Упражнение 2 «Изобразите по-своему».
Пофантазируйте над предложенными буквами русского алфавита и изобразите то, что они вам напоминают. Буквы: А, П, О.
Упражнение 3 «Изобразите по-своему».
Как просто можно выразить весну в рисунке? Через приближающийся журавлиный клин. Выразите приведенные ниже понятия в виде символических рисунков: завод, мир, движущийся на большой скорости автомобиль.
Упражнение «Иллюстрирование книги».
Для иллюстрирования мы взяли сказку «Морозко».