Фрагмент для ознакомления
2
1. Какую функциональную нагрузку выполняют следую¬щие свойства официально-делового стиля:
- ясность, точность, полнота и недвусмысленность форму¬лировок;
- подчеркнутая логичность изложения;
- конкретность изложения и предпочтение фактов эмо-циям;
- стандартность, единообразие используемых средств;
- использование специальной лексики, в том числе уста-ревшей;
- преимущественно неличный характер общения: человек выступает не от себя лично, а от имени организации.
Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Его основная функция – точная передача деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг.
2. Почему в деловом общении приоритет отдается пись-менной форме?
Существует ряд преимуществ, которыми обладает письменная деловая коммуникация по сравнению с устной. К ним относятся:
– Время хранения. Информация, зафиксированная в документах (письма и пр.), может храниться достаточно долго в неизменном виде.
– Возможность контроля. Деловая переписка дает возможность вернуться, посмотреть, какое было обсуждение, какие договоренности были достигнуты. Таким образом, письменная коммуникация позволяет проконтролировать выполнение обязательств.
– Возможность подумать. Вы не находитесь в непосредственном контакте с собеседником, есть возможность обдумать, проверить и в случае необходимости откорректировать сообщение.
– Рациональное распределение времени. Полученное сообщение, как правило, не требует мгновенного восприятия и реакции, что обеспечивает более рациональное распределение рабочего времени.
– Уменьшение эмоциональной составляющей. Особенности организации письменной коммуникации предполагают меньше эмоциональных реакций, больше внимания уделяется сознательному восприятию информации.
– Облегчение понимания. Читающему легче понять детали сообщения, особенно если это цифровой материал.
– Возможность возврата к информации. Всегда есть возможность перечитать сложные фрагменты сообщения, трудные для понимания.
– Возможность дублирования. Одно и то же сообщение можно адресовать многим людям: отправить одновременно нескольким собеседникам или сохранить и отправить кому-то дополнительно потом.
3. Какой деловой документ используют для фиксирования течения и итогов совещания?
Специальный документ, который составляется с целью фиксирования всех основных вопросов, обсуждаемых на собраниях трудового коллектива, в деловой практике называется протоколом совещания. Законодательство не требует обязательного ведения таких протоколов, чаще всего порядок их оформления закреплен во внутреннем документообороте организации.
4. Какой деловой документ используют для фиксирования нарушения правил дорожного движения или иного правонару¬шения?
Составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ.
5. Какие деловые документы используют для подтвержде-ния получения среднего или высшего образования?
Правовые основы, определяющие деятельность образовательной системы и присвоение документа о среднем и высшем образовании (ДВО), закреплены ФЗ «Об образовании в РФ».
Диплом является государственным документом, подтверждающим наличие определённой квалификации или ученой степени у выпускника. Выдается он по окончанию среднего или высшего учебного заведения (ВУЗа).
В юридическом смысле ДВО является документом (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др), подтверждающим, что гражданин успешно закончил обучение и приобрёл соответствующий уровень образования и по конкретной специальности.
6. Какой деловой документ используют для подтверждения качества товара?
Согласно статье 20 184-ФЗ существует два вида документов, подтверждающих качество и безопасность товаров:
а) Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий качество продукции, который выдается специализированным аккредитованным центром. Специалисты проверяют переданный им образец товара на соответствие требованиям, установленным законодательно, и выдают соответствующее заключение, оформленное на стандартизованном бланке.
б) Декларация о соответствии товаров требованиям качества и безопасности представляет собой документ, выдаваемый по упрощенным правилам. Его предназначение и правила использования точно такие же, как и у сертификата.
7. Какой деловой документ использовали для подтвержде-ния личности гражданина СССР?
Кроме внутренних общегражданских паспортов, в СССР для удостоверения личности гражданина, использовались также военные билеты и удостоверения личности офицера; военнослужащие паспортов не имели. При выезде за границу использовались: общегражданский заграничный паспорт (коричневого цвета), служебный паспорт (синего цвета), дипломатический паспорт (зеленого цвета), паспорт моряка.
Кроме того, был еще партийный билет (партбилет) – внутрипартийный документ партийного учета, удостоверяющий партийную принадлежность его владельца, имеющего право голоса при голосовании внутри партии.
8. Какой деловой документ используют для подтверждения отношения гражданина к воинской службе?
Военный билет Вооруженных сил России – документ, выдаваемый гражданину перед прохождением службы в Вооруженных Силах и иных «силовых» ведомствах, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачисления в запас.
Для лиц, проходящих службу обязательно оформление удостоверения военнослужащего. Этот документ не только идентифицирует гражданина, но определяет правовое положение. Военное удостоверение выдается бессрочно. О выдаче, порядке оформления и учете зафиксировано в постановлениях и законодательных актах.
9. Какие деловые документы служат для фиксации итогов переговоров?
В дипломатической и деловой практике принято по итогам состоявшихся переговоров оформлять их подробную запись. Это делается независимо от того, закончились переговоры принятием конкретных документов (договоры, соглашения, совместные коммюнике и т.п.) или нет.
10. Что такое административно-деловой жаргон? В каких ситуациях чиновники его используют?
Деловой жаргон, как и любой другой, рождается в кругу его носителей, которые используют специальные понятия и обозначения, принятые именно в этом кругу. Наблюдения исследователей языка дают многочисленные примеры существования «специального разговорного подъязыка» деловых людей, особой речевой субкультуры руководителей разного уровня, бизнесменов, менеджеров (например, безнал, социалка, нефтянка, продавить, состыковаться), факсануть, распилить). Это не зависит от того, чем они конкретно занимаются, что является предметом их дела: банковский бизнес, экономика, спорт, образование, политика, культура.
Круг носителей такого языка, или делового жаргона, довольно широк: это государственные служащие и служащие частных компаний, чиновники разного уровня, в том числе чиновники от политики всех рангов, и т.д. Наиболее предпочтительным для такого жаргона следует признать определение «административно-деловой», так как оно максимально охватывает весь спектр его носителей и сферу функционирования. В данном случае «административный» – это распространяющийся на все категории чиновников-управленцев: начальник, заведующий, директор, т.е. администратор любого уровня.
«Деловой» – это говорит о роде социальной занятости; это деловая организация любого вида профессиональной деятельности, на которую распространяется употребление жаргонных средств языка, встречающихся в речи чиновников различного уровня, бизнесменов разного масштаба.
11. Когда и почему появились первые документы на рус¬ском языке?
На Руси деловые документы появились в Х веке. Первыми документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров с греками 907, 911, 944 и 971 годов.