Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют рассматривание картин. Рассматривание картин упражняет ребенка в составление связных высказываний, развивает объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Необходимо отметить, что на занятиях посредством рассматриванием картин, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.
Цель работы - изучить особенности методика словарной работы на занятиях с дошкольниками при рассматривании картин. Поставленная цель определила следующие задачи:
-определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста;
-проанализировать методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста;
-раскрыть сущность рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим миром и развитие словаря детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1.Основные задачи словарной работы
В дошкольной педагогике под словарной работой понимается целенаправленная педагогическая деятельность взрослого, обеспечивающая эффективное освоение детьми словаря родного языка. Развитие в словаре детей понимается как долгий процесс освоения словесного запаса родного языка, т. е. количественного накопления и овладения содержанием каждого слова.
Слово-это основная единица речи, его строительный материал. В современных философской, лингвистической, психолого-педагогической науках слово рассматривается как знак, которые обозначает результаты познания, мышления в форме понятия. Л. С. Выготский писал «слово всегда относится не к одному какому-либо предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово уже обобщает, и из психологичной точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение».
Отсюда следует, что освоение ребенком слова требует освоения понятия. Понятие определяется как форма мысли - «единица языкового мышления», в которой отражается суть предметов и явлений, и этим подчеркивается его важная роль в познании.
Словарь подразделяется на активный и пассивный. Пассивный словарь-это слова, какие человек понимает, но в активной речи ими не пользуется. Активный словарь - это слова, которые человек не только понимает, но и использует в своим говорением. Богатство и культура речи человека во многих выдаются характеристикой его активного словаря.
В активный словарь ребенка дошкольного возраста входит доступная ему общеупотребительная лексика, а также специфические слова, использование которых объясняется условиями жизни ребенка. Например, дети, живущие в городе, применяют такие слова, как трамвай, киоск, подземный переход и т.д. Для деревенских детей характерно употребление слов, обозначающих сельскохозяйственные орудия труда (мотыга, вилы), наименовании построек для хранения овощей (погреб), дров (дровня) и проч.
Исходя из особенностей усвоения детьми словаря родного языка, можно
выделить следующие задачи словарной работы.
- количественное обогащение словаря детей разными частями речи, необходимыми для конкретного общения;
-формирование у детей понятий - социально закрепленного значения слов;
-активизация словаря (переход слов из пассивного словаря в активный-в практику общения);
-формирование у детей элементарного понимания слова как языковой единицы.
Кроме указанных общих задач словарной работы выделяются частные: замена диалектизмов, жаргонизмов в речи детей словами литературного языка, введение в образный лад родной речи-обогащение детского словаря образными выражениями, фразеологическими обращениями, пословицами, поговорками.
Рассмотрим детально задачи, которые в отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.
1.Обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Обогащение словаря - способствует количественному росту слов, нужных ребёнку для общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и
являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств).
Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Наибольшую трудность для усвоения дошкольником представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте.
2.Уточнение слов, т. е. словарно - стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на
основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3 Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).
В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2017 - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2018 - 272 с.
3. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 2015 г.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 2016
5. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М., 2018
6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2017
7. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Новотворцев. - Ярославль: Гринго, 2015
8. Сохин, М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2016
9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018 - 256 с.