Фрагмент для ознакомления
2
15-й вариант
Задание № 1.
В чем особенность заглавия? Напишите текст в научном стиле.
«…и на дуде игрец»
Дело было на Масленицу. Народ веселился, народ гулял. Народ - развлекали. Среди развлекающих трудно было разглядеть фольклорную группу «Шох-Ворох». А в руках одного из ее участников - Юрия Иванова - огромный, кажется кожаный мешок с несколькими дудочками, встающими из его чрева по очереди и … шевелящимися. И еще. Эта невидаль - играла. Причем звуки, извлеченные из нее, были звуками вполне музыкальными. И тут я вспомнила: волынка! Та самая волынка, которую мы, если где и видели, так по телевизору – как символ Шотландии. Как же занесло - то ее сюда болезную? (из газеты)
Ответ: Особенность заглавия заключается в использовании поговорки для отражения сути статьи. Автор, по всей видимости, подчеркнул разносторонние умения одного из участников группы, в том числе, умения играть на оригинальном инструменте – волынке, которая является не характерным для России инструментом, тем и уникальнее стало овладение навыками игры на ней.
Статья в научном стиле:
«Механизм волынки предполагает применение камеры, сконструированной из шкур определенного вида животных, снабжённой сверху трубкой, наполненной воздухом, с прикреплёнными снизу к камере несколькими трубами, позволяющими создать эффект многоголосия. Использование такого инструмента для воспроизведения музыкальных звуков характерно для жителей Шотландии, соответственно, применительно к России воспроизведение игры на волынке представляет собой редкое явление. Исходя из этого, можно утверждать, что выступления российских музыкальных коллективов, в составе которых находятся исполнители, обладающие навыками, позволяющими играть на волынке, – не частые явления при проведении культурно-массовых мероприятий в России. Исключения составляют исторически сложившиеся традиционные и всенародно отмечаемые праздники, к которым относится, в том числе, праздничный цикл, связанный с окончанием зимнего периода и началом весеннего, получивший простонародное название – Масленица».
Задание № 2.
Объясните значение слов-паронимов. Составьте сочетания, учитывая разницу в значении паронимов.
Широчайший - широченный (двор, резонанс, плот, взгляд)
Целостный - целый (свет, образ, короб, впечатление)
Усатый - усастый (кот, клубника, человек, растение)
Царский - царственный (дворец, походка, корона, повеление)
Спасительный - спасательный (совет, пояс, мысль, жилет)
Ответ:
Широчайший: преширокий, безграничный, всеобъемлющий, безбрежный. Широчайший резонанс, широчайший взгляд;
Широченный: очень широкий. Широченный двор, широченный плот;
Целостный: лишенный раздвоенности, совершенно цельный, проникнутый единством. Целостный образ, целостное впечатление;
Целый: в значении сущ. целое, целого, то, что представляет собою нечто единое, нераздельное, монолитное. Целый свет, целый короб;
Усатый: с усами, то же, что и усастый. Усатый кот, человек, клубника, растение;
Усастый: с большими усами. Усастый кот, человек, клубника, растение;
Царский: значение, связанное с политическим режимом монархии во главе с царем; в переносном значении: роскошный, замечательный. Царский дворец, царское повеление, царская корона;
Царственная: величественный и горделивый, величавый. Царственная походка;
Спасительный: спасительность средства. Спасительный совет, мысль;
Спасательный: служащий для спасения. Спасательный пояс, спасательный жилет.
Задание № 3.
Проиллюстрируйте на примере одного и того же содержания, имеющего отношение к области психологии, различные способы изложения – аналогический, ступенчатый, концентрический.
Комментарий: примеры текстов на тот или иной способ изложения не должен быть меньше 3-х предложений.
Ответ:
Аналогический метод (метод аналогий) –сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.