Фрагмент для ознакомления
2
Одним из эффективных методов коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, которая проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети в раннем возрасте играют не только с игрушками, но и с бытовыми предметами. Игра помогает им познать окружающий мир, научиться общению, приобрести новые знания и навыки. Следовательно, акцент при выборе игр делается на сенсорные и моторные игры.
Благодаря сенсорным играм, ребенок приобретает опыт работы с различными материалами (песок, глина, бумага). Благодаря им развивается сенсорная система (зрение, вкус, обоняние, слух, температурная чувствительность.
Базовым уровнем является сенсомоторный, который дает развитие высшим психическим функциям (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Это развитие возможно только при взаимодействии ребенка и взрослого, то есть он обучает ребенка видеть, ощущать, слушать и слышать.
Также дети раннего возраста приходят в восторг от рисования. И, скорее всего, пока родители не купят ребенку краски, ему приходится заниматься живописью подручными средствами (мыльной пеной, манной кашей). Ребенка можно научить рисовать мокрыми ладошками, кремом для бритья.
Основными задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации выступают следующие:
- создание комфортной обстановки и безопасности для ребенка;
- принятие и понимание внутреннего мира ребенка;
- дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
Во время проведения занятий, воспитатели должны учитывать специфику работы с детьми: дети раннего возраста не могут заявить о своих проблемах самостоятельно, в связи с чем они часто проявляются косвенно, через капризность, агрессивность, отставание в развитии. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации .
В этот период, продолжительность которого может составлять от одной недели до трех, нахождение ребенка в детском саду сокращено, и рядом должна находиться мама. В процессе игры, ребенок может не на долго отходить от нее, но затем вернуться за эмоциональной подпиткой. В свою очередь, мама может следить за безопасностью своего ребенка, вовремя окликаться на его призывы. Со временем, отход ребенка от мамы увеличивается, ребенок начинает проявлять самостоятельность в игре. Предупредив, мам может отойти на некоторое время и подойти за ребенком после прогулки.
Важным моментом после возвращения мамы является то, что она должна обратить внимание на своего ребенка на то, что она вернулась и не обманула его. Со временем отсутствие мамы увеличивается и ребенок остается в группе на тоже время, но без мамы. Нужно учитывать индивидуальные особенности поведения ребенка и постепенно увеличивать время его нахождения в группе.
Отсутствие рефлексии у детей раннего возраста, с одной стороны, облегчает, а с другой – усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного.
По завершении 2 этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.
По окончании периода адаптации в детском саду собирается медикопсихолого-педагогический консилиум с расширенным составом. В который входят: заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп .
На консилиуме обсуждаются результаты о проделанной работе в период адаптации, положительные моменты, подводятся итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога. Воспитатель прививает ребенку интерес к окружающему, развивает предметную и игровую и манипулятивную деятельность. Только взрослый способен привить интерес ребенка к окружающему миру, декоративноприкладному искусству, обследованию реальных предметов и последующему их изображению.
Эти принципы следует учитывать в процессе адаптации детей со слабовыраженными отклонениями в развитии. Соответственно, чем серьезнее недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем продолжительнее будет проводиться коррекционно-педагогическая работа.
При поступлении в детский сад должны быть созданы безболезненные и адекватные условия для ребенка, позволяющие формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения со сверстниками, чему необходима способствовать целенаправленная организация его жизни в детском саду.
Педагогами, работающими в детском саду, были разработаны правила для родителей, имеющих детей младшего возраста.
В связи с вышеизложенным, следует обозначить некоторые цели, способствующие реализации педагогами положительного адаптационного периода у детей:
- создание и поддержание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности у детей;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.
Ниже приведем рекомендации родителям, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду:
- не следует обсуждать в присутствии ребенка проблемы, связанной с детским садом, которая вас волнует;
- не показывайте ребенку ваше волнение, боязнь или неуверенность в чем либо (в раннем возрасте дети чувствительны и легко реагируют на эмоции близких (особенно мамы, как бы она не пыталась скрыть все за улыбкой и словами));
- необходимо узнать заранее режим дня детского сада и ввести его в режим дня ребенка дома;
- следует заранее познакомить ребенка с детьми, посещающими детский сад в его группе и воспитателями его будущей группе;
- необходимо положительно настроить ребенка к детскому саду;
- следует подготовить ребенка к вашей с ним временной разлуке, давая ему понять, что это необходимо;
- необходимо объяснить ребенку, что он как и прежде для вас дорог и любим;
- недопустимо угрожать ребенку детским садом за то, что он плохо себя ведет;
- нужно стараться планировать свое время так, чтобы в 1-ю неделю посещения детского сада ребенок проводил там два или три часа;
- в начальный период посещения детского сада необходимо создать спокойный климат для ребенка дома;
- в выходные дни дома следует соблюдать режим детского сада .
За несколько дней до детского сада необходимо привести туда ребенка, показать ему игровую комнату, игрушки. Одной из причин является первый визит должен быть эмоционально окрашен, необходимо уверить ребенка в его умениях, знаниях, что он справится с новыми заботами и будет чувствовать себя там как дома.
Некоторые детские сады позволяют в самом начале присутствовать маме вместе с ребенком. Также позволяется ребенку приходить со своей игрушкой. Некоторые родители считают, что любая мелочь может повлиять на посещение детского сада (отсутствие игрушки и т.д.).
В свою очередь, родителям следует проявлять интерес к успехам ребенка, его друзьям, выполняемым им заданиям, а также трудностям, возникающим у него, следует хвалить в успехах и оказывать помощь в адаптации.
Родителям не следует быть настойчивыми, и расспрашивать ребенка о том, что происходило в детском саду, ребенок вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Важнейшим источником напряжения в адаптационный период выступает публичность (присутствие чужих людей вокруг).
В связи с чем, это дает возможность ребенку уединиться дома, побыть в своей комнате. Еще одним источником является повышенное требование к произвольной регуляции поведения. В таком случае, иногда бывает полезным для разрядки позволит ребенку побаловаться.
В этот период необходимо играть ребенком в подвижные эмоциональные игры, что способствует разрядке напряжения, возникающее у ребенка.
Если этого не делать, то такое напряжение может стать причиной невротических расстройств.
Согласно анализа работы детских садов за последнее время, видно, что процесс привыкания проходит успешно. Соответственно степень адаптации в большинстве случаев легкая и средняя. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Положительным моментом является то, что дети раннего возраста привыкают к детскому саду практически безболезненно. Анализ данных говорит о том, что правильно построенная работа педагогического коллектива по адаптации детей к условиям детского сада .
Эти выводы могут сказать о том, что адаптация представляет собой приспособление организма к новой обстановке.
Детский сад для ребенка является чем-то новым, неизвестным, окружающим новыми людьми и отношением.
Адаптационный период, а именно его продолжение, зависит от подготовленности ребенка к детскому саду, иногда адаптационный период может занимать полгода.
4. Документация психолога в ДОУ
Важным видом профессиональной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении является оформление документации, которая сопровождает каждое направление деятельности психолога ДОУ.
Виды документации педагога-психолога:
1. законодательно-правовые акты и нормативные документы;
2. специальная документация;
3. организационно-методическая документация.
1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2020.
4. Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" // "Бюллетень Минтруда РФ", N 5, 1993.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // "Российская газета", N 265, 25.11.2013.
6. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59599) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2020.
7. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.08.2015.
8. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388) // "Российская газета", N 129, 16.06.2016.
9. Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 N 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования" // "Образование в документах", N 9, 1999.
10. Письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения" // "Вестник образования", N 3, 2002.
11. Письмо Минобразования РФ от 17.02.2004 N 14-51-36/13 "О методическом письме "Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе" // "Вестник образования России", N 13, 2004.
12. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) // "Официальные документы в образовании", N 5, февраль, 2018.
13. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации" // "Администратор образования", N 20, октябрь, 2019.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
15. Гарипова И.И. Психологическая подготовка к школе // Трибуна ученого. 2020. № 8. С. 224-227.
16. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. 430 с.
17. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 8. – С. 35-39.
18. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт. 2019. 152 с.
19. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой учёный. – 2019. – №35. – С. 145-149.
20. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020. 280 с.