Фрагмент для ознакомления
2
условному или образному сюжету (плану игры, замыслу). В таком сюжете подразумевается, что цель игры достигается в условиях постоянных перемен ситуации игры, которые обладают случайностью. Сценарии реальны и знакомы участникам. В игре отражаются конкретные прикладные действия и отношения.
2) Многообразие способов для достижения цели. То есть выигрыш связан с единственным вариантом действий. Пути его достижения являются различными и многообразными, что допустимо правилами игры. Ограничена в играх только самая общая поведенческая линия без учета определенных действий.
3) Игровые методы обучения детей относятся к деятельности интегрированного характера. Иногда существуют оговоренные строго определенные правила и рамки. Но, тем не менее, игровой метод предоставляет свободу действий. Самостоятельность действий редко ограничивается. Инициатива, ловкость и находчивость – поощряются. Каждый из тех, кто играет, характеризуется масштабом творческих решений для поставленной задачи, а постоянная смена условий и обстановки способствует формированию новых навыков, данных, по сюжету подталкивает к решению быстро и активно, что помогает максимально мобилизоваться как физическим, так и умственным способностям .
Игры могут быть академическими и обучающими. По типу деятельности они могут быть физическими, интеллектуальными, трудовыми, социальными и психологическими .
По специфике педагогического процесса дифференцируют группы игр:
1) обучение, контроль и обобщение
2) познание, развитие и образование
3) репродукция, творчество
4) коммуникативные, профориентационные, диагностические
5) психотехнические .
Есть также игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизация.
Все игровые методы обучения делятся по типу направленности:
1) Дидактические игры направлены на расширение кругозора, на познавательную активность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, на формирование конкретных навыков, которые будут нужны в практике, на развитие учебных навыков и умений, трудовых.
2) Воспитывающие (воспитание воли, дисциплины, общительности и др)
3) Развивающие (внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и др)
4) Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям социума, на адаптацию к среде, контроль стресса и др).
2 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
с игрушками и предметами;
настольно-печатные;
словесные.
Дидактическая игра может быть организована:
1) на специальных занятиях по разделам программы: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Обучение игре», «Подготовка к обучению грамоте», и др.,
2) вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогом, во время игр в книжном уголке и т.п.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. – 334 с
2) Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2015.- с.12-24.
3) Минкин Е.М. От игры к знаниям /Е.М. Минкин. — М.: Просвещение, 2017.- 254 с
4) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018.- 80 с.
5) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
6) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.