Фрагмент для ознакомления
2
Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жиз-ни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обуслов-ленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Закона № 3-ФЗ, граждане Российской Феде-рации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:
1) соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;
2) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
3) выполнять требования федеральных органов исполнительной вла-сти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле-ния по обеспечению радиационной безопасности.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О за-щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуа-ций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причи-ненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вред, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, возмещается из разных источников: из федерального, регио-нального бюджета, за счет средств предприятий и организаций.
Так, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из фе-дерального бюджета, источником финансового обеспечения которых яв-ляются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Россий-ской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансо-вое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В ряде случаев, когда масштабы бедствия огромны, государство со-здает дополнительные механизмы помощи пострадавшим. Например, За-коном от 15.05.1991. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подверг-шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями предусмотрены конкретные меры социальной поддержки, в том числе компенсация расхо-дов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, при-чиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие ЧАЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы в зависимости от группы инвалидности и др.
Задание № 3. Основные направления деятельности по обеспече-нию безопасности в области обороны и развития военной инфраструк-туры.
Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны представляет собой официальный взгляд на модер-низацию защиты населения, материальных и духовных ценностей в Рос-сийской Федерации, предотвращение опасностей, возникших в результате военных действий или этих действий, а также в случае чрезвычайных ситу-аций человеческого и природного характера.
Реализация единой государственной политики Российской Федера-ции в области гражданской обороны направлена на улучшение нацио-нальной обороны, состояния национальной безопасности и органов госу-дарственной власти Российской Федерации, исполнительного органа Рос-сийской Федерации, а также осуществление защиты населения, материаль-ных и духовных ценностей в Российской Федерации органами местного самоуправления и организациями.
Для адекватной реакции на перспективные угрозы направлениями единой политики РФ в области гражданской обороны являются:
а) развитие нормативно-правовой базы;
б) модернизация или создание системы управления;
в) совершенствование способов и принципов защиты населения и ценностей от опасностей военных действий, а также природного и техно-генного характера;
г) развитие сил;
д) сохранение объектов для устойчивости экономики и населения в военное время;
е) совершенствование обучения населения и подготовки работников;
ж) развитие международных отношений.
В рамках реализации политики РФ в области гражданской обороны есть ряд мероприятий. План защиты населения определяют способы, по-рядок, объем и сроки мероприятий по гражданской обороне с мирного на военное время, ситуаций техногенного и природного характера, а также основой для ведения гражданской обороны в субъектах РФ, в федераль-ных органах исполнительной власти и муниципальных организациях.
Проблема, которая актуально до сих пор является проблема совер-шенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей. Эта проблема возникает при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Актуаль-ность этой проблемы диктуется стремительным развитием технологий в области вооружений .
Арсеналы армий ведущих мировых держав все больше обеспечива-ются оружием т.н. «шестого поколения» – бесконтактным безъядерным оружием (крылатые ракеты различного базирования, управляемые бомбы, ракеты), а также оружия на новых физических принципах (лазерное, био-тическое, этническое и т.п.).
Уровень техники стал очень высоким, что даже опередил уровень во-енного искусства. Военные не были готовы к такому эффективному разви-тию техники. Они знают, как применять подобное оружие, но не знают, как защищаться от него. Новые боеприпасы требуют изменений приемов и способов защиты населения и территорий, так как новые боеприпасы зна-чительно изменили тактику войск. Этот факт нужно обязательно учиты-вать, чтобы сохраниться от плачевных последствий.
Главный упор в повышении поражающей силы боеприпасов сделан на развитие кассетных и самонаводящихся (самоприцеливающихся) бое-припасов по опыту войн в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии и Си-рии.
Таким образом, сейчас все больше и больше уделяют внимание во-просам гражданской обороны. В рамках реализации единой государ-ственной политики РФ в области гражданской обороны министерством проводится равномерная, последовательная работа.
Задание № 4. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций (ЧС) со-циального характера.
К чрезвычайным ситуациям социального характера (ЧССХ) относят-ся ситуации, при которых на определенной территории нарушаются нор-мальные условия жизни и деятельности людей, процесса функционирова-ния общества, его социальных групп, отношений личности и общества, возникает угроза жизни и здоровья людей, потери сельскохозяйственных животных и определенных растений.
По мнению некоторых авторов, к чрезвычайным ситуациям социаль-ного характера относятся:
1) демографические проблемы;
2) массовые беспорядки среди населения;
3) терроризм;
4) голод;
5) негативная обстановка в творческих и производственных коллек-тивах .
ЧС социального характера классифицируются по следующим при-знакам:
– по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные слу-чайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаем, эпидемиями и пр.) и преднамеренные, спровоцированные дей-ствиями
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно-го и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. № 35. Ст. 3648.
2. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 141.
3. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 24.04.2020) «О со-циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед-ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.
4. Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Рос-сийской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на фи-нансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуа-ций природного и техногенного характера, осуществления компенсацион-ных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причи-ненного при пресечении террористического акта правомерными действия-ми» // Собрание законодательства РФ. 06.01.2020. № 1 (часть II). Ст. 106.
5. Федоров Е.Ю. О безопасности // Евразийское Научное Объеди-нение. 2020. № 3-1 (61). С. 87-89.
6. Звягин А.А. Национальная безопасность России как структура: правовое закрепление понятия и его компонентов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т39. С. 1346-1350.
7. Мирошниченко Т.Н. Радиационная безопасность - одна из со-ставных частей экологической безопасности // Экология и защита окружа-ющей среды. Тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 80-85.
8. Мархиева С.Ю., Балаян С.Н., Попов В.А. Основы государ-ственной политики Российской Федерации в области гражданской оборо-ны в современных экономических условиях // Экономика превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварийно-спасательных работ. Сборник статей научно-практической кон-ференции. Под редакцией А.И. Овсяник. 2019. С. 346-350.
9. Хрущева К.А., Мехралиева Ф., Преликова Е.А. Чрезвычайные ситуации социального характера // Актуальные проблемы экологии и охраны труда: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Посвящается 55-летию Юго-Западного государственного университета. 2019. С. 503-508.
10. Комовкина Л.С., Кропачева А.В. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций социального характера // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения»): сборник научных трудов II Международной научно-практической конфе-ренции. 2018. С. 307-312.
11. Кулганов В.А. Чрезвычайные ситуации социального характер: учебное пособие. Москва: КноРус, 2020. 198 с.