Фрагмент для ознакомления
2
В аппликации используются самые различные материалы: бумага, ткань, кожа, природный материал, соломка, войлок и т.д.
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры. Если нужных оттенков бумаги нет, ее можно окрасить.
Основной набор инструментов: клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы.
Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
• выбор натуры, сюжета;
• составление эскиза (композиционный центр);
• подбор материала, выразительное сочетание цветовых пятен;
• заготовка деталей изображения (вырезание различными способами, обрывание, сгибание и т.д.);
• выкладывание композиции;
• наклеивание;
• сушка под легким прессом.
Младший дошкольный возраст
Овладение навыками выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.
На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.
Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.
Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.
Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).
Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано с конкретным образом.
Задача воспитателя –ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат, «Распишем тарелку» (круг) и др.
Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм, можно подготовить заранее.
В средней группе педагоги должны развивать у воспитанников умение составлять предмет из нескольких частей, распознавать в узоре несколько форм, развивать чувство цвета, учить различать цвета по контрасту. В процессе аппликации у дошкольников формируется умение видеть формы по величине, ребята знакомятся с формой овала, треугольника, трапеции. Педагоги продолжают формировать у воспитанников представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоение навыка пользования ножницами.
Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части Снеговика (пирамидки) постепенно уменьшаются в размерах.
Композиция узора остается элементарной: заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача - украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например, окна, дверь.
Освоение навыка вырезания ножницами - новая задача. Дети учатся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх, затем при наклеивании.
После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.
Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.
Воспитатель берет в руки бумажный квадрат,ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро.
Проблемные задачи по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построения композиций с подготовленных форм, способами вырезания, обрывания и др.Примерные задания: «У каждого из вас есть цветной лист бумаги. Представим, что это частичка земли, а над ней светит солнышко. Что солнышко видит с высоты? Из вещей, лежащих на подносе (на подносе – силуэты различных вещей, нужно выбрать те, которые может увидеть солнышко, и украсить ими «землю». Подумайте, как лучше разместить вещи, солнышко же смотрит сверху».Или: «Ночью была метель. Всё замело снегом. Нам нужно подготовить «снег» и показать, как он укутал землю, деревья, крыши домов. Каким способом лучше сделать «снег» - вырезать ножницами либо оборвать пальцами и почему?»
В средней группе в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похода она на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (остался ли чистым фон, не видно и следов клея).
В старшей группе педагоги формируют у детей умение вырезать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое и в несколько раз. Вначале вырезание прямоугольных и округлых форм продолжается в тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой). Затем водятся предметы с более мелкими частями. Использование приёма вырезания предметов из бумаги, сложенной вдвое (а в конце учебного года - в несколько раз, позволяет создать интересные и выразительные композиции, облегчает получение симметричной формы и экономии время. Освоение данного приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленять предмет на половины. Поэтому рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге.
В старшей группе у детей развивается умение компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических форм. В декоративные композиции также включаются разнообразные растительные формы - листья, цветы.
На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. В композициях используются новые цвета (оранжевый, фиолетовый, дети учатся различать светлые и темные оттенки, развивается умение красиво сочетать эти оттенки в узоре.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая их соотношения друг с другом.
Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
У воспитанников старшей группы формируется умение выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Распределение обязанностей между детьми воспитатель проводит в соответствии с их желаниями.
С воспитанниками 6-7 лет продолжается работа по уточнению их представлений об окружающем мире, закрепляются различные способы и приемы вырезания.
Оборудование и материал для проведения аппликации
Формы для наклеивания (должны быть правильными, яркими по цвету и достаточно твёрдыми). Размер и количество форм зависит от возраста детей, содержания работы. Бумага для фона (плотная, белая или цветная, пастельных светлых тонов).Клеёнчатые подкладки 10/12 для смазывания форм клеем (для каждого ребёнка).Небольшие мягкие тряпочки для прижимания форм бумаги (для каждого ребёнка).Клей (клейстер) (заваривают перед занятием, крахмальный или мучной).Кисточки для клея (для каждого ребёнка).Баночки для клея. Ножницы (размер 10 см, с тупыми концами и хорошо раздвигающимися лезвиями, в средней группе впервые вводится вырезание).
Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах:
фон располагается непосредственно перед ребёнком; клеёнчатая подкладка находится в левом нижнем уголке стола; тряпочки для прижимания форм бумаги находятся в правом нижнем уголке стола; кисточки в верхнем правом уголке стола на подставке; поднос и клей посередине.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
2. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
3. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008
4. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.В. Выгонов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 256 с., 12л. ил: ил.
5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
6. Гульянц, Э. К., Базик, И. Л. Что можно сделать из природного материала. [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. / Э. К. Гульянц. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.- 175 ч.: ил.
7. Долженко, А.А. 100 поделок из бумаги [Текст]/ А.А Долженко, художник А.Ю. Долбишева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 - 144 с., ил.– (Серия: «Умелые руки»)
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2014.
9. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада: Из опыта работы. / Л.В. Куцакова - М.: Просвещение, 1990. – 24- с.
10. Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация [Текст]/ А.Н. Малышева,
художник Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004. -
144с. ил. - (Детский сад: день за днѐм).
11. Нагибина, М.И. Из простой бумаги мастерим как маги [Текст]: Популярное
пособие для родителей и педагогов. / М.И. Нагибина. - Ярославль, 2001 – 192., илл.– (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
12. Петрова, И.М. Объемная аппликация [Текст]: Учебно-методическое пособие. /И.М. Петрова.– СПб.: «Детство – Пресс», 2001. – 48 с., илл.
13. Соколова, С.В. Школа оригами Аппликация и мозаика. [Текст] / С.В.
Соколова. -М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валери СПД, 2003. -176 с. илл. (серия
«Академия «Умелые ручки»).
14. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А, Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение», 1986.