Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС
Срок реализации 1 год
Развитие высших психических функций:
1. Мышление
2. Внимание
3.Память
Развитие мышления
Цель: выработка стремления ребенка к мыслительной деятельности.
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
Развитие внимания
Цель: развитие свойств и произвольности внимания ребенка.
Задачи: повысить уровень произвольного внимания, формирование концентрации внимания; развитие способности к переключению внимания; воспитывать самоконтроль у ребенка.
Развитие памяти
Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
Задачи: развивать образную память; формировать предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. 1. Интеллектуальные упражнения на нахождение общих признаков предмета.
Игры и упражнения на исключение лишнего и объединения предметов по признаку.
Упражнения на развитие концентрации внимания (постепенное усложнение заданий)
- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
- «Как это можно использовать?»,
- «Скажи наоборот»,
- «Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок и т. д.
Стимулировать желание работать (соревнования)
Развитие переключения и устойчивости внимания (пазлы, конструктор и т. д.)
Развивающие игры:
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);
«Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
«Найди отличия»,
«Что неправильно?»,
«Что задумал художник?»,
«Что не дорисовано?»
«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и т. д.
«Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
«Найди пару», «Найди такой же».
«Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,
«Копирование образца»,
«Найди такой же предмет»,
«Рисую палочки»,
«Расставь значки» и т. д.
Организация смыслового запоминания на основе выделения главного
Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем)
Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию
Определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением
- игровые задания «Чудесные слова», Чего не стало, "Найди сам", Слушаем и рисуем, Прогулка в картинках, Разрезанные картинки, Какой игрушки не хватает, Где спрятана игрушка, «Найди предмет», «Забывчивый художник», «Магазин» и т. д.
Эмоционально-волевое развитие
Цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у ребенка-инвалида.
Задачи: познакомить ребенка с эмоциями; научить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать.
1. Беседы (знакомство с миром эмоций).
2. Чтение художественной литературы.
3. Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
4. Имитационные игры.
5. Подвижные игры.
6. Контактные игры.
7. Объединяющие игры.
8. Этюды
Речевое развитие
Цель: выработка стремления ребенка к коммуникативной деятельности.
Задачи: развивать понимания речи; активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка; развивать фразовую речь.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса.
3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры.
6. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Мотивация к обучению
Цель: создание и стимулирование мотивационной деятельности
Задачи: формировать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности; вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
1. Дидактические, сюжетно-ролевые игры
2. Наглядность
3. Творческие работы по лексическим темам
4. Научно-исследовательская деятельность
Познавательное развитие (ФЭМП)
Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
Задачи:
Знакомить с параметрами величины предметов (длина, высота, ширина, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения).
Обозначить словом результаты своих действий.
Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.
Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.
Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного ипорядкового значения числа.
Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед-назад, вверх-вниз, далеко-близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.
Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше-ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай чего не стало», «Шире – уже», «Толстый – тонкий».
Д/И: «Разноцветные шарики»,
«Подумай и ответь»,
«Что бывает по четыре»,
«Сколько всего»,
«Назови цифру»,
«Что бывает по 5»,
«Отсчитай столько же».
Д/И: «Найди круг»,
«Что бывает такой формы»,
«Найди похожее»,
«Найди треугольник»,
«Волшебный мешочек».
Д/И: «Где правая, где левая»,
«Что, где?»,
«Кто первый назовёт»,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
2. БашинаВ.М. Аутизм в детстве. -М.: Медицина, 1999.
3. БашинаВ.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. -М., 1993.
4. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. -Донецк, 1999.
5. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.
6. Ковалева Т.М. Новые ресурсы дидактики для современной школы // Стратегии модернизации образования. Режим доступа: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/05/Kovaleva_NiSH-1.2015.pdf
7. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.
8. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.
9. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.
10. Любина Г. А. Обучение дошкольника языку чувств //Дошкольное воспитание. 1996. № 2.
11. Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками //Дефектология. 1997. № 3.
12. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск №91 / 2009. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya
13. Собина Т.А. Индивидуальное образование траектория – учебник образовательной программы // Фестиваль педагогических идей. URL: festival.1september.ru/articles/415977.
14. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения учебного процесса педагогических дисциплин в педагогическом колледже. Омск: Издательство Омского государственного университета, 1998. 168 с.
15. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека и навыки. М.: Логос, 1996. 320 с.