Фрагмент для ознакомления
2
1. Определения понятия «компьютерные игры».
Дошкольный возраст считается серьезным рубежом юношества. Высочайшая сензитивность этого возрастного периода определяет гигантские вероятные способности многопланового становления малыша.
Игра в дошкольном детстве содержит высочайшее развивающее значение. Большое внимание для дошкольников предполагают игры в процессе изучения. Это игры, заставляющие мыслить, предоставляющие вероятность ребенку выяснить собственные возможности, включающие его в состязания с другими сверстниками. Роль дошкольников в этих играх содействует их самоутверждению, развивает напористость, влечение к удаче и всевозможные мотивационные свойства. В этих играх улучшается мышление, охватывая воздействия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на триумф, выбору альтернатив.
Игровая работа считается основной в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский фиксировал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и работа образуют 2 ведущих русла, по которым проходит работа дошкольников.
Компьютерные игры – это не просто игра, игровая деятельность, это конструирование миров.
Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Реальные предметы, географические объекты, люди, эпохи в мир игры. Чтобы понять игру, ее мир, ее необходимо уложить в человеческую голову. Компьютерная игра – это объединенная сущность игры и игрушки, слова и речи. Играющий должен манипулировать объектами игры по конкретным правилам, причем в отличие от реальности, ребенок не имеет право применять объект игры не по назначению, каждая ситуация игры подлежит обдумыванию, анализу ситуации.
2. Характеристика компьютерных игр
Условно учебные компьютерные программы можно так же разделить на 3 группы:
1. Обучающие программы, которые способствуют усвоению детьми элементарных знаний математики. Такие программы нацелены на обучение детей.
2. Развивающие программы, которые помогают познавательному развитию детей, побуждают самостоятельно творчески мыслить.
3. Диагностические программы направлены на выявление уровня развития детей.
Какие компьютерные игры способствуют математическому развитию детей в дошкольном возрасте:
1. Традиционные (карты, шахматы, домино). Преимущество: скорость, возможность играть с виртуальным партнером, наличие справочных и обучающих систем. Обучающиеся развивают математические способности, внимание, мобильность переключения с одной задачи на другую.
2. Головоломки – способствуют активизации познавательного интереса, развивают общую эрудицию, математическое и логическое мышление, умение работать с системой координат. Головоломки подразделяют на:
-логические, задача: решение шарады, ребуса, головоломки, сбор картинки из отдельных фрагментов, задачи с комбинаторикой. Игровые задания способствуют формированию познавательного интереса, развивают интеллектуальную активность, умение формулировать и решать задачи.
-конструкторы, логическая игра (с элементами стимуляторов), реализуют творческий потенциал играющего, содержат задания на логическое мышление и интуицию.
3 Значение компьютерной игры в математическом развитии детей дошкольного возраста
Математику принято называть «царица всех наук». И, относясь к развитию математического мышления с должной серьезностью и вниманием, следует начинать его формирование как можно раньше, еще в дошкольном детстве.
Оптимальным возрастом для начала становления и тренировки компонентов математического мышленияназывают возраст от 1 до 3 лет. В последующие годы дошкольного периода работа становиться продуктивнее, так как база математического мышления сформирована, и является основой для становления уровня, необходимого для школьного обучения. Охарактеризуем математическое мышление, остановимся на его особенностях и отличиях от общих характеристик мышления. На основе многочисленных исследований российских и зарубежных психологов установлено, что только целенаправленный процесс по развитию математического мышления, являющегося основополагающей составляющей познавательной деятельности, определяющей качество и результативность в овладении программами обучения, систематизации и структуризации полученных знаний, умений и навыков . Но следует заметить, что ученые еще не пришли к единому мнению в вопросе определения понятия математического мышления, поэтому в психолого -педагогической и методической литературе можно найти разные определения данного понятия . Ряд исследователи утверждают, что математического мышления, как отдельного понятия вообще не существует (Л.С. Трегуб, Г. Фрейдепталь и др.) Другие считают, что математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого избавлены от всякой вещественности и их следует интерпретировать самым произвольным образом, но сохраняя те отношения между ними, которые были заданы изначально.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст] /Под ред.В. В. Давыдова. -Душанбе, 1993. -174 с.
2) Белошистая А. В., Психологическое обоснование системы математического развития дошкольников и принципы отбора содержания этого обучения // Психология обучения. — 2008. — N 5. — С. 17-32.
3) Блехер Ф. Н., Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 11. — С. 14-23.
4) Варетимосс Л. Ю., Формирование сенсорных эталонов и элементарных математических представлений через организацию культурных практик игрового взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 1. — С. 11-16
5) Кузнецова Т. И., Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2019/2020 учебном году // Математика в школе. — 2020. — № 5. — С. 68-71.
6) Репина Г. А., Флексагоны как средство математического развития дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2008. — N 3. — С. 22-26
7) Урюпина А., Зарядка для ума // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020. — № 3. — С. 22-23