Фрагмент для ознакомления
2
Приведите пример из собственного опыта по целеполаганию (цель и задачи) с учетом требований ФГОС ДО, на доминантное занятие. Укажите группу, тему и пред полагаемый результат.
Цель: Создание предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (синтеза искусств: литературного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Задачи:
• Сформировать предпосылки для эстетического отношения к окружающему миру, к произведениям искусства;
• Предоставить элементарные представления о видах искусства (литература, музыкальное и изобразительной виды искусств);
• Предоставить элементарные представления о восприятии музыки, художественной литературы, фольклора;
• Сформировать предпосылки стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;
• Обеспечить необходимую образовательную среду для реализации самостоятельной творческой деятельности обучающихся (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Группа: Старшая группа ДО
Тема: Художественно-эстетическое развитие. Образы зимы в музыке и живописи и детской литературе
Предполагаемый результат: развитие основ для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (литературного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности обучающихся (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Предлагаемые материалы для изучения:
Образы зимы в музыкальном искусстве
«Времена года» фп. альбом П.И. Чайковского (декабрь, январь, февраль),
«Музыкальные игрушки» фп. альбом С.А. Губайдулина («Снежные сани с бубенцами»),
«Метель» Г.В. Свиридов («Вальс»),
«Зимняя дорога» романс А. Варламов,
«Щелкунчик» балет П.И. Чайковский («Вальс снежинок»),
«Джазовая сюита» Цфасан («Снежинки»),
«Снегурочка» опера Н.А. Римский-Корсаков,
«Прелюдии» для фп К.А. Дебюсси («Шаги на снегу»),
«Зимний путь» вок. цикл Ф. Шуберт,
Образы зимы в изобразительном искусстве
«Зимний сон» А.М. Васнецов,
«Зима. Снег идет» Г.М. Бобровский,
«Зимний пейзаж с домиком и собакой» И.И. Бродский,
«Зима» Ф.А. Васильев,
«Зимний пейзаж с елями» К.А. Вещилов,
«Первый снег» А. Пластов,
«В городе русского рода» В. Иванов,
«Атагосита улица Ябукодзи» А. Хиросигэ,
«Дети на санках» Н. Богданов-Бельский,
«Ранний снег» Е. Волков,
«Катание на масленицу» А. Степанов,
«Зимний вид на реке» А. Ван дер Нер,
«Черевички» опера П.И. Чайковского,
Образы зимы в литературе
«Ночь пере рождеством» («Вечера на хуторе близ диканьки») Н.В. Гоголь,
«Повести Белкина» А.С. Пушкин («Метель»),
«Евений Онегин» А.С. Пушкин,
«Первый снег» П.А. Вяземский,
«Чародейкою Зимою» Ф.И. Тютчев,
«Поет зима-аукает» С. Есенин,
«Снежок» Н.А. Некрасов,
«Опять зима» А. Твардовский,
«Береза» С.Есенин,
«Вот север, тучи нагоняя» А.С. Пушкин,
«Зимнее утро» А.С. Пушкин.
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить следующие виды деятельности:
• (музыкально-) игровой,
• (музыкально-)познавательно-исследовательской (гносеологической),
• деятельности по художественно-эстетическому развитию,
• совместной (музыкальной) деятельности обучающихся как с педагогом, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях;
• активизацию самостоятельной творческой деятельности обучающихся (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Данное прописано в Примерной программе для ДОО, а именно (С. 50-53):
Кроме того, необходимо в «…организации обеспечивать доступность РППС для обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидов».
Характеристики РППС, таким образом будут заключаться в следующем : «Необходимо, чтобы Предметно-пространственная среда Организации обеспечивала условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся. В связи с этим, в групповых и других помещениях необходимо организовать достаточно пространства для свободного передвижения обучающихся, а также предоставлены помещения или зоны для разных видов деятельности – бега, прыжков, лазания, метания и др. В Организации должен быть в наличие, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики…. обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития обучающихся (наличие оборудования и информационных ресурсов, приборов и материалами для разных видов познавательной деятельности обучающихся – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.)…необходимо, чтобы помещения и задействованные территории были подготовлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами необходимыми для изобразительной, музыкальной, театрализованной, творческой деятельности обучающихся…».
Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть (С. 50-53):
• содержательно-насыщенной и эстетично-привлекательной (в том числе включать средства обучения (в том числе технические и информационные));
• трансформируемой (легко давать возможность обеспечить ведение образовательного процесса по разной тематике);
• полифункциональной и вариативной (возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности);
• доступной (обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе обучающихся с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды активности обучающихся);
• безопасной и здоровье-сберегающей (в том числе при активных видах деятельности, использовании сети Интернет и пр.);
1. Напишите, что предполагает художественно-эстетическое развитие. (ФГОС ДО. Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему). [С. 5-8]
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы состоит из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – 1) социальноко-ммуникативной, 2) познавательной, 3) речевой, 4) художественно-эстетической, 5) физической. Примерное содержание образовательных областей прописывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, а именно: а) игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), б) коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогами и родителями и другими детьми), в) гносеологическая - познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: г) восприятие произведений художественной литературы и фольклора, д) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), е) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, ж) изобразительная (рисование, лепка, аппликация), з) музыкальная (восприятие и понимание смысла и художественного образа муз. произведений, пение, музыкально-ритмические движения, исполнение на детских музыкальных шумовых инструментах), и) двигательная (овладение базовыми движениями) формы активности ребенка. Данный первый раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Организационный раздел Включает в себя систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения и выполнения поставленных регламентированных целей, планируемых результатов ее освоения, которые представлены целевыми ориентирами, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание: а) психолого-педагогических, кадрово-педагогических, материально-технических и финансово-экономических условий, б) особенностей организации РППС, в) особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных направлений (литература, изобразительное и музыкальное искусство, танцевально-хореографическая деятельность), г) способов и направлений поддержки детской инициативы и творчества, д) особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников, е) особенностей разработки режима и распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных личных особенностей обучающихся, их специальных образовательных потребностей.
Объем обязательной части основной образовательной программы регламентируется как не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, при этом - не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание текущих событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а кроме того, качества реализации ООП (основной общеобр. программы) Организации. Система оценивания направлена, главным образом, на оценивание достигнутых в Организации условий внутри образовательного процесса. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.