Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Массовые праздники отражают быт, жизнь, идеалы народа. Говоря о массовых праздниках, мы подразумеваем механизм развития традиций, единство творческого процесса: создание новых конкретных вариантов произведений, типов культур, хранение и передача из поколения в поколение созданных раннее образцов.
Массовые праздники отражают национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления, являются своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.
I. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭПОЪИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ
Театральное искусство Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.
Творческий потенциал этого периода был несомненно высоким. Например, в Италии пышным цветом расцвело искусство, ставшее отблеском классической древности. В Италии, Франции, Германии появилась первая современная литература, Англия и Испания также пережили классическую эпоху своей литературы.
1.1 КАРНАВАЛ В ВЕНЕЦИИ
Карнавальные шествия, излюбленное развлечение в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. Центром возникновения карнавала считается Венеция.
Венецианский карнавал – массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. В эпоху Возрождения основными компонентами карнавала стали процессии, игры, акробатические и спортивные показы, и наконец, маски. Собственно, эти компоненты остались и сейчас основными компонентами этого массового праздника.
Маски являлись и являются до сих пор главным атрибутом Венецианского карнавала. Маска – это целое произведение искусства, которое отличается изысканностью и мастерством исполнения. Маски изготавливались из кожи, ткани или папье-маше. Любимая маска венецианцев – маска Бауто. Она состоит только из двух цветов – черного и белого. Белая маска закрывала все лицо, кроме глаз, было четкое выступление для носа и надбровные дуги, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица. К белой маске надевался черный плащ. За скромность, простоту и универсальность она была любима и простолюдинами, и знатью.
1.2. ПРИДВОРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Одна из разновидностей массовых праздников – придворные представления. Они были характерны не только для простого народа, но и для знатных вельмож и королевской знати. В придворных спектаклях участвовали любители, представления не имели регулярного характера, их приурочивали к карнавальным празднествам. При дворах стали ставить пьесы итальянских гуманистов — комедии, трагедии, пасторали.
Если в театрализованных представлениях для простого народа власть в основном высмеивалась, то в придворных представлениях, наоборот, власть могущественных феодалов утверждалась, прославлялись их деяния. Такие представления славились свей пышностью, фейерверками, для многих из них сооружались огромные конструкции, гигантские фигуры.
1.3. ОБЩЕСТВА И ПРАЗДНИКИ ДУРАКОВ
Еще одним заметным явлением в общественной жизни эпохи Возрождения стали «Дурацкие общества». Они зародились на масленичных гуляниях. Основной направленностью таких обществ была критика церкви, государственного строя. Критика носила комедийный характер, высмеивались торжественные королевские выезды, судебные споры, духовные проповеди, за что постоянно подвергались преследованиям и репрессиям.
«Орден дураков», «Беззаботные ребята», «Рогоносцы» - так назывались одни из известных шутовских обществ, которые устраивали праздники дураков и пародийные маскарады. Такие общества могли объединять несколько тысяч человек.
1.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИТАЛИИ. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ
В эпоху Возрождения развитие театра шло в двух направлениях: «ученая комедия» и «комедия дель арте». Спектакли комедии дель арте создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски [14].
Комедия дель арте взяла свое начало на карнавальных празднествах, именно оттуда она переняла свои многочисленные маски. В спектаклях было много песен, плясок, жизнерадостных представлений. Персонажами комедии были образы-маски, исключавшие индивидуальные черты характера героев. Количество масок было очень велико, но большинство из них были родственными персонажами, которые отличались только именами и незначительными деталями в образе.
II. ПРАЗДНИЧНЫЙ ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР РОССИИ
Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театральной зрелищной культуры составляли ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (рождество, масленица, пасха, троица и др.) или событий государственной важности.
2.1. СКОМОРОХИ НА РУСИ
Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. Упоминания о них относят к XI веку.
Скоморохи – площадные лицедеи. Они участвовали в народных гуляниях, выступали на ярмарках. В своих выступлениях они исполняли различные фольклорные произведения: басни, былины, прибаутки. Одним из видов выступления скоморохов был глум (сатира). Чтобы заинтересовать простой народ, скоморохи высмеивали бояр, церковь, власть, слагали песни о героях. Из-за чего часто подвергались гонениям. Текст, произносимый скоморохами был полон абсурда, бестолковости, можно было встретить бранные слова.
Основную массу русских скоморохов составили народные потешники. В эпоху Руси они объединялись в группы и бродили из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Выделяли «оседлых» и «бродячих» скоморохов. Первые жили на одном месте, занимались ремеслом, а в праздники веселили народ своими песнями, сказками, прибаутками, устраивали петушиные бои, показывали кукольные представления. «Бродячие» добывали себе пропитание исключительно своей профессией, бродили «ватагами».
2.2. ТЕАТР ПЕТРУШКИ
Ярмарки и гуляния всегда воспринимались как яркое событие, как всеобщий праздник. На ярмарках особое место отводилось кукольному театру. Кукольный театр ведет свое происхождение также от языческих обрядов, в центре которых изображалось божество, представленное миниатюрной фигуркой, наделенной магической силой. Кукольный театр разделялся на два вида: «Петрушка» и «Вертеп».
Театр «Петрушки» - это театр кукол, одеваемых на пальцы. Он представлял собой ширму, которая крепилась вокруг тела кукольника или ставилась на землю и скрывала кукольника. В спектакле принимал участие гусляр или гудочник. Он зазывал публику, а по окончании представления собирал деньги. Петрушку можно было узнать по красному колпаку и длинному носу. В России Петрушку «водили» только мужчины и чтобы сделать его голос писклявым и громким в гортань вставляли специальный пищик. Его речь должна была быть пронзительной и быстрой не только для привлечения внимания зрителей, но и из-за специфичного шума на ярмарке. За ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться со зрителем. Нередко шарманщик сам становился партнером Петрушки. Так как он общался со зрителем через пищик, часто его речь была невнятна и непонятна зрителю, поэтому в действие включался музыкант. Он мог повторять фразы и вступать в диалог.
2.3. МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Ярмарки и народные гуляния занимали в жизни русского городского населения очень заметное место. На гуляниях можно было увидеть вожака с ученым медведем и козой.
Медвежья потеха считалась царской забавой. Медвежьи потехи устраивали в Кремле — на заднем государевом дворе, или на специально устроенном месте.
Медвежья потеха была трёх видов:
1. Травля: медведь против собак.
2. Медвежьи бои: медведь против человека, медведь против медведя.
3. Комедия: цирковые представления [15].
2.4. ВЕРТЕП
«Вертеп» - культовый религиозный театр. В Россию он пришел из Польши через Украину. Его играли на городских гуляниях и ярмарках, с ним дети ходили по домам в Святки — колядовать.
В переводе со старославянского языка – пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос.
Вертепный ящик — разновидность театральной ширмы высотой с человеческий рост, изготовленной специально для Рождественского действа. Кукольник стоит сзади и видит сцену через потайные отверстия в задней стенке ящика. Чаще всего его делали двухъярусным: на верхней полке происходили сцены с участием Святого семейства, а на нижней — располагались покои царя Ирода. Кукол изготавливали с деревянными или проволочными палочками снизу — держась за них, кукловод перемещал кукол по специальным прорезям в полу (их зрителям видно не было, поэтому складывалось впечатление, что куклы двигаются самостоятельно). Чтобы кукол было видно, у края каждой из двух «сцен» устанавливали короткие свечки. Вертепщик либо сам зажигал их, либо выходила кукла Пономарь с факелом-лучиной и зажигала каждую свечку. Отблески свечей играли на лицах кукол и оживляли их. Поэтому даже в современных вертепах люди, возрождающие традицию, по-прежнему используют свечи — статичный электрический свет обескровливает представление.
2.5. РАЕК
Еще один вид народного театра – раёк, также широко известный во время проведения ярмарок и празднеств на площадях городов. Раёк – это театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Содержание таких картин очень разнообразно: исторические события, приемы иностранных гостей, известные разбойники, пожары, столицы иностранных государств. Комментирует такие картины раёшник. Он – артист и чем он талантливее и красноречивее, тем больше у него зрителей, а значит и больше заработок. Театрализованный характер подчеркивался и костюмом раешника: кафтан и шапка украшались красной тесьмой и разноцветными лоскутами, подвязывалась борода и т.д. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету. Рассказ раёшника носит, прежде всего, юмористический характер. Стиль прибауток – мерная рифмованная речь. «Посмотрите, поглядите, - весело и выразительно выговаривал раёшник, - вот большой город Париж, в него въедешь - угоришь.
2.6. БАЛАГАННЫЕ ГУЛЯНИЯ
И все же самым ярчайшим народным зрелищем были балаганные представления. Во времена празднеств и народных гуляний воздвигались временные дощатые постройки, которые назывались балаганами. Внутри строилась сцена, вешался занавес, перед сценой ставились два железных кронштейна с местом для ламп-молний, которые освещали и обогревали. В зрительном зале устанавливались простые дощатые скамейки, при чем передние скамейки были очень низкие, а задние иногда так высоки, что сидящий не доставал и до земли. В балаганах показывали разные комические и трагические представления. Каждое зрелище длилось не более 30 минут. Выступало обычно 2 артиста и дед-раешник, который выступал с балкона, расхваливая представления и зазывая публику.
«Эх-ва, для ваших карманов
Столько построено балаганов!
Каруселей и качелей,
Для праздничных веселий!» - кричали зазывалы [3].
2.7. НАРОДНАЯ ДРАМА
Высшим проявление народного театра является народная драма. В народной драме прозаические и стихотворные (песенные) тексты получают игровое воплощение в действиях и мимике актеров. Элементы игры становятся более самостоятельными.
Народные драматические произведения, сложившиеся на основе богатой театральной традиции, по идейно-тематическому признаку можно подразделить на три группы:
1) пьесы героические, рассказы о бунтарях, выразителях стихийного протеста ("Лодка", "Шлюпка", "Шайка разбойников", "Атаман Буря" и т.д.)
2) пьесы историко-патриотические, выражающие патриотизм русского народа ("Как француз Москву брал", "Царь Максимилиан", "О богатыре и русском воине" и др.)
3) пьесы на бытовые темы ("Барин и Афонька", "Барин и приказчик", "Мнимый барин" и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Массовые праздники сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряет.
Значимость массовых праздников связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.
Массовый праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.