Фрагмент для ознакомления
2
1. Дайте определение понятию «социальное влияние»
Социальное влияние – это процесс, посредством которого человек или группа людей влияет на мнения, социальные установки, поведение и ценности других людей или иных социальных групп.
2. Назовите ведущих авторов, изучающих проблемы социального влияния.
Жан Габриель Тард; Гюстав Лебон; Серж Московичи; Эллиот Аронсон; Флойд Генри Олпорт; Музафер Шериф; С Филип Зимбардо; Майакл Ляйппе
3. Выполните сравнительный анализ западных и отечественных подходов к проблеме социального влияния.
Западные подходы к проблеме социального влияния Отечественные подходы к проблеме социального влияния
Американский подход – индивидуально-центрированный.
Наиболее длительный и обширный. Над тематикой социального влияния работали известные исследователи: Аронсов Э., Брайант Дж., Брейкер Х., Говард Г., Зимбардо Ф., Лемиш Дафна, Линн С., Ляйппе М., и др.
Проводимые американскими ученными эксперименты по исследованию социального влияния посвящены исследованию изменений установок и поведения людей под воздействием мнения группы, значимых других или личностей, обладающих авторитетом, властью и воспринимаемых как таковых.
Условно эксперименты можно разделить на 2 типа:
- касательно преимущественно изменения установок и поведения людей, имеющих отношение к зрительному восприятию различных предметов и образов (познавательный контекст);
- касательно изменений в поведении испытуемых, направленных на других людей или учитывающим их присутствие, мнение, отношение (социальный контекст).
Предмет интереса по изучению влияния в дальнейшем являются установки и поведение людей как потребителей СМИ, определенных товаров и услуг, человеческие установки и поведение в сфере здоровья.
Российский подход – включает в себя традиции отечественной, американской и европейской психологии, данный подход считается специфическим.
Отечественные психологи приступили к изучению социального влияния позже зарубежных коллег. Интерес к тематике сформировался на этапе «перестройки» и последовавших за ней радикальных социально-экономических перемен в обществе.
Отечественные авторы, изучающую тематику социального влияния: Андреева Г.В., Берсенева Т.А., Грачев Г.С., Кабаченко Т.С., Мельник И.К., Пугачев В.П., Рычкова В.А., Москаленко О.В., Храмцова Н.Г., Козубова Г.А. и др.
Индивидуалистические тенденции, произрастающие на почве изначально традиционно соборной, а потом коллективистской психологии большинства граждан России, привели к формированию специфического российского подхода к исследованию социального влияния.
Европейский подход – социо-центрированный.
Характерно пристальное внимание к социальному и культурному контекстам, в которых осуществляется тот или иной вид влияния, а также ориентация исследований на реальную жизнь, а не «маленькие эксперименты» в социально-психологически лабораториях.
Над тематикой социального влияния работали известные исследователи: Авермает Э., Домс М., Жданюк Б., Йон Ф., Монмелен Ж., Московичи С., Левин Дж. М., Пэшле Ж., Хбюстон М. и др.
В европейской школе придается особое значение «конститутивному фактору социальной реальности», определяющему наши социальные представления и поведение.
При обращении к индивидам и объектам мы применяем категории своей социальной группы, усвоенные нами рассуждения, и комбинируем их в данных рамках, чтобы сделать их такими, какими видим.
4. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды влияния.
Убеждение – вид влияния на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию, целью которого является воздействие индивида на психику человека через обращение к его личному суждению, удовлетворение своих потребностей с помощью других людей.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Снижение критичности индивида к полученной информации, направлено не на способность мыслить, а на готовность принять предложение, новые мысли, противоречивые утверждения и реализовать их.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого, средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, средством взаимного понимания. Под влиянием подражания формируются идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения, мода.