Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обществу и государству на современном этапе социального развития нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся мире, активные, владеющие социальной компетентностью, одним из важных проявлений которой является социальное лидерство.
Решающая роль в развитии лидерских качеств личности с учётом социально-экономических вызовов принадлежит системе образования. Именно эти вызовы определяют стратегические приоритеты развития системы образования, которые актуализируют проблемы создания условий успешной социализации обучающихся, распространение передового опыта в направлении развития их социальной активности и лидерского потенциала.
Интеграционные тенденции современного общества диктуют новую траекторию как в экономике, политике, так и в науке и образовании. Появляются новые понятия и теории, образовавшиеся на стыке различных наук и сфер. В свою очередь, традиционные дефиниции либо теряют актуальность, либо приобретают дополнительную специфику, направленность, соответствующие запросам социума.
К таким явлениям можно отнести лидерство, которое приобретает возрастающую актуальность в современном мире
1.Теоретичекая часть. Лидерство в образовательной организации
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров. Будь то личная, профессиональная или социальная сферы, или же нечто более своеобразное или творческое – нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Существует множество определений понятия «лидер». Одним из наиболее точных можно считать следующее: лидер – принимаемая группой личность, наиболее полно отражающая и выражающая ее интересы, проявившаяся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующая собственные потенциальные возможности в деятельности и общении [2].
Развитие лидерских качеств всегда было актуальной проблемой, однако в современном обществе эта проблема обрела наиболее острую необходимость в быстром и успешном решении, так как лидерские качества помогают развитию личности в целом и помогают пройти процесс социализации без психологических травм. Если говорить в общем, лидерство – это возможность оказывать какое-либо влияние на человека или группу лиц, использующаяся для достижения определённых целей благодаря личным качествам.
Почти в каждом коллективе или группе есть лидер. Знания и способности лидера, как показала практика, обычно оценивают намного выше, чем такие же качества других членов группы. Лидерство многогранно, оно может быть как ядром групповых направлений, так и действиями личности, направленными на достижение согласия и отношениями воздействия, и властной дифференциацией, и искусством убеждать, и эффективным влиянием. Однако каждая из этих сторон имеет различные значения для теории лидерства. Лидерство не имеет четкой определенности для разных ситуаций, пусть даже и одного характера. Возможно, это и объясняет множество аспектов самого лидерства, существование различных подходов к его анализу, а также ту ауру таинственности, которой окружен сам феномен лидерства.
Развитие лидерства – целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. В любой группе лидеры бывают формальными и неформальными [3].
Формальное лидерство – история больше про власть.
В неформальном на первый план выходят способности лидера, его авторитет и степень доверия к нему, уровень эмоциональной связи в коллективе. Одним словом, «психологические преимущества».
Людей никто не принуждает делать выбор, он происходит сам собой.
7 основных качеств лидера:
Активность – умение проявлять свою энергию
Инициативность – одна из «вариаций» предыдущего пункта, но более творческая – генерирование и предложение различных идей, готовность идти вперед
Общительность, открытость – готовность и даже скорее потребность во взаимодействии с людьми
Самостоятельность – умение брать на себя ответственность и решать многие вопросы
Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить начатое дело до конца, сюда же можно отнести в некоторой степени и работоспособность
Организованность – способность грамотно планировать свое время на необходимый «фронт работ»
Самообладание – умение контролировать себя, свои желания, эмоции, поведение, особенно в напряженных ситуациях
Работа над перечисленными личными качествами как минимум делает человека чуть лучше, чем он есть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вершинина, К. И. Болезнь Боткина в детских коллективах и меры ее профилактики / К.И. Вершинина. - М.: Государственное медицинское издательство УССР, 2014. - 144 c
2. Гиззатуллин И. Г. Структурный анализ понятия «социальный лидерство».[текст]//Педагогическое образование в России – 2015. - №10. – с. 12 – 16.
3. Издание: лидерство в образовании [Электронный ресурс]: URL-адрес: http://www.leadership-in-education.eu/index.php?id= 271
4. Психолого- педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно – практической конференции. – Кострома, 14 – 16 ноября 1994г./отв. Ред. Н. Ф. Басов. – Кострома, КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994.
5. Развитие лидерских качеств [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-andreports-on-psychology/2011-razvitie-liderskix-kachestv.
6. Роль руководства школы в совершенствовании обучения: доклады страновых и тематических исследований Центрально-Европейского проекта 2009, [Электронный ресурс]: URL-адрес: http://depts.washington.edu/ctpmail/research/flyers/Study1Flyer.pdf.
7. Совершенствуя систему школьного руководства: Improving School Leadership // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – № 2, 2015. – C. 63.