Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ 1
1) Название: Метод семантического дифференциала.
2) Автор: Чарльз Эджертон Осгуд.
3) Источник описания: Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений / О.В. Кожевникова, С.А. Вьюжанина. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 120 с.
4) Назначение методики: Этот метод является реализацией психосемантического подхода к исследованию сознания и личности. Метод представляет собой комбинацию контролируемого метода ассоциации и метода масштабирования. Сфера применения-клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.
5) Необходимый стимульный материал: Бланк для ответов.
6) Инструкция: Предлагается список из 21 пар противоположных личностных черт. Нужно оценить наличие у себя этих черт, пользуясь шкалой 3 2 1 0 1 2 3 и отметить на бланке ответов одну из цифр 1, 2, 3 справа или слева в зависимости от того, насколько вам свойственна та или иная черта из пары, или 0, если вы утрудняетесь ответить.
7) Особенности проведения, требования к процедуре обследования. Допустимые возрастные группы: Требований к проведению нет, для всех возрастов.
8) Регистрируемые показатели: шкалы
9) Способы обработки. В какой форме будут представлены окончательные результаты: Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.
ЗАДАНИЕ 2.1.
Диагностика личности
по методике Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).
Тест ИТО Л. Н. Собчик направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (личностные качества, черты характера) определяют индивидуальный тип опыта, силу и направление мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.
Испытуемая Евгения (31 год)
Психологическое заключение: Евгения открыта, стремится к расширению круга контактов, общительна. Показатели шкалы стеничности говорят об уверенной тенденции к самоутверждению, к активной самореализации, стремление к отстаиванию своих интересов.
ЗАДАНИЕ 2.2.
Методика измерения мотивации к успеху и мотивации к избеганию
неудачи Т. Элерса
1)Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач. Методика определяет, насколько сильно вы сосредоточены на защите, то есть на стратегии предотвращения неудач.
В таблице № 2 красным цветом отмечены показатели, которые совпали. За них начисляется по 1 баллу.
ЗАДАНИЕ 3
Интеллект - ведущее, фундаментальное качество не только когнитивного, но и целостного личностного развития. Оно связана с направленностью и установками личности, системой ее ценностей и самоотношением. Интеллект остается многозначным понятием, отражающим способность человека учиться, достигать целей, адаптироваться и решать проблемы.
На протяжении долгого времени психологи изучают сущность и природу интеллекта, пытаются выявить критерии обучения, выступающие как его показатели. В Приложении №2 даны определения интеллекту.
Безуспешные попытки определить сущность интеллекта привели к желанию понять его через интеллектуальное исполнение. Интеллектуальный тест-это модель того типа проблем, в которых возможно интеллектуальное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуальными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом интеллекта. Интеллектуальные тесты не оправдали себя как средство измерения интеллекта, которое рассматривается как общая способность или группа способностей. Они подходят для измерения определенных особенностей психической деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Все это важные особенности когнитивного развития человека, но они не являются показателями интеллектуальных способностей.
Отождествляя интеллект и IQ, эти психологи часто используют термин «психометрический интеллект». Наряду с понятием «психометрический интеллект» существуют понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «практический интеллект». (Приложение №3)
Большинство психологов в настоящее время признают, что интеллектуальные тесты измеряют степень формирования определенных интеллектуальных способностей, которая зависит как от степени подготовки индивидов, так и от их природных способностей. Но отделить одно от другого в результатах испытаний невозможно.
В зависимости от типа заданий тесты могут подразделяться на невербальные (например, метод рисуночного теста) и вербальные (например, тест классификации слов). Помимо этого, тесты интеллекта делятся на групповые (армейский тест Альфа и др.) и индивидуальные (шкалы Д. Векслера). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяют тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.