Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Власть является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов, важнейшим элементом любой организации общественной жизни. Власть придает обществу целостность, управляемость и служит важным фактором организации и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность.
Потребность в социальной власти в коллективах проистекает из совместной сознательной социальной деятельности, которая предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической ситуацией и характером власти приобретает иное содержание и форму. Отношения о власти, или властные отношения, носят волевой характер и, с точки зрения их структуры, состоят из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения».
Власть - это средство функционирования любой социальной общности, соответствующее характеру и уровню общественной жизни, заключающееся в подчинении воли индивидов и их объединений воле, управляющей этой общностью.
Таким образом, государственная власть - это вид публичной власти, которая либо непосредственно осуществляется самим государством, либо делегируется или санкционируется им, т. е. осуществляется от его имени, под его руководством и при его поддержке.
Цель работы: изучить особенности государственного управления как социального и системного явления.
Объем работы: 18 страниц печатного текста.
1. Государственное управление: понятие, признаки, принципы функционирования как социального и системного явления
Государственное управление – это практическое, организующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу [7, c.93]. В свою очередь, под государственным управлением следует понимать особый и самостоятельный вид деятельности государства, осуществляет отдельная система специальных государственных органов – органов исполнительной власти.
Таким образом, государственное управление – это часть социального управления, то есть управления людьми и их коллективами. В узком смысле государственное управление – это управление персоналом государственной службы, а также общественными сферами (экономикой, правовым процессом, социальным обеспечением, культурой), общественными группами, организациями и институтами.
С точки зрения политической науки (политологии) некоторые ученые предлагают следующее определение понятия «управление»: вид общественной деятельности, который предусматривает систему скоординированных действий воздействия субъекта на объект с целью достижения определенных организационных целей. Субъектами управления являются руководители высшего, среднего и низшего звеньев, элитные группы и организации, а объектами управления – отдельные лица, группы, организации, институты, процессы. Соответственно, государственное управление – составляющая политического управления, которое одновременно сочетает политические и административные средства.
Государственное управление, как один из важнейших институтов административного права характеризуется определенной совокупностью признаков.
Также следует представить классификацию характерных черт государственного управления [9, c.56]:
- государственное управление является, прежде всего, социальным, политическим явлением;
- государственное управление выступает как процесс реализации государственной власти, ее внешнее, материализованное выражение и вне ее не существует. Содержание власти наиболее полно проявляется в государственном управлении;
- государственное управление – это деятельность исполнительно-распорядительного характера, чем подчеркивается его исполнительное назначения – организаторская исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов;
- деятельность органов государственного управления осуществляется на основании и во исполнение законов, то есть государственное управление – подзаконная деятельность, хотя и обладает властно-распорядительными полномочиями.
Любой институт государства, права и науки характеризуется совокупностью принципов, определяющих основное содержание и правовую природу рассматриваемого института. Принципы государственного управления – это руководящие правила, отражающие содержание законов и закономерностей, и должны быть закреплены в нормативно-правовых документах и использоваться в научной и практической деятельности специалистов по управлению.
Отечественные ученые различают три группы принципов государственного управления: общесистемные, структурные и специализированные.
К общесистемным принципам относятся: принцип объективности управления; демократизма; правовой упорядоченности; законности; разделения властей; публичности; сочетание централизации и децентрализации.
Принцип объективности государственного управления является отправным и предопределяет необходимость учета во всех управленческих процессах требований объективных закономерностей и реальных возможностей общественных сил.
Принцип демократизма воспроизводит народовластия в государственном управлении предусматривает установление глубоких и постоянных взаимозависимостей между обществом и государством как предпосылки формирования демократической системы управления, которая бы базировалась на демократических принципах ее осуществления в интересах всех или подавляющего большинства граждан [6, c.55].
Принцип правовой упорядоченности государственного управления объективно обусловливает необходимость главным образом законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.
Принцип разделения властей в государственном управлении служит созданию демократической, правовой организации государственной власти.
Среди общесистемных принципов следует выделить принцип публичности государственного управления, который предполагает: доступность государственного управления для граждан; открытость функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; общественный контроль; судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно-закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агабеков, Г.Б. Концепция разделения властей. История и современность / Г.Б. Агабеков. – М.: ИНИОН РАН, 2017. – 103 c.
2. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 167 c.
3. Андреева, Е.А. Управленческая элита Российской Империи. История министерств. 1802-1917: моногр. / Е.А. Андреева. – М.: Лики России, 2017. – 294 c.
4. Волкова, А.В. Публичные ценности и система государственного управления в России / А.В. Волкова. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. – 236 c.
5. Вторая Международная конференция по федерализму. Москва, 16-17 декабря 1997 г. Труды конференции. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 117 c.
6. Мальковская, Т.Н. Семья и власть в России XVII-XVIII столетий / Т.Н. Мальковская. – М.: ЧеРо, 2017. – 161 c.
7. Местное самоуправление в США. организация и тенденции развития. Монография. – М.: ИЛ, 2017. – 258 c.
8. Метелев, С. Е. Обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации / С.Е. Метелев, В.В. Лизунов. – М.: ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В. Плеханова", 2017. – 108 c.
9. Мусихин, Г. И. Власть перед вызовом современности. Сравнительный анализ российского и немецкого опыта конца XVIII - начала XX веков / Г.И. Мусихин. – М.: Алетейя, 2017. – 288 c.
10. Симонишвили, Л. Р. Формы правления. История и современность / Л.Р. Симонишвили. – М.: ИЛ, 2017. – 280 c.
11. Щепетев, В. И. История государственного управления в России / В.И. Щепетев. – М.: Юридический центр, 2017. – 181 c.