Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.
В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в команде и умением работать с командой. Им необходимо уметь выстраивать работу коллектива так, чтобы иметь возможность управлять, не приказывая.
Лидерам бизнеса необходимо выполнять особые функции и, соответственно, иметь особые навыки: очень широкое видение и умение определять стратегию компании.
Лидерство – это одна из наиболее неоднозначно трактуемых тем в организационном поведении. В общественном сознании понятия «лидер» и «руководитель», «менеджер» практически не различаются. Тем не менее люди, занимающие эти позиции в организации, как правило, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.
Лидерство – это способность влиять на отдельных людей и группы, объединяя их и направляя их действия, чтобы побудить их действовать для достижения целей, способность оказывать влияние на личность, группу, направляя их на достижение целей организации, способность добиться поставленной задачи при помощи других людей.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы лидерства в бизнесе.
Задачи:
- описать сущность, стили лидерства;
- рассмотреть вопрос гендера и лидерства;
- проанализировать функции лидерства;
- изучить «лидера» и «руководителя», как разные термины;
- описать лидерство как процесс приверженности компании.
1 Сущность и стили лидерства
Лидерство представляет собой главнейший элемент качественного управления. Лидерство можно встретить везде, где есть общность людей, тесно взаимодействующих друг с другом. Термин «лидер» обозначает «ведущий», «вождь». Кажется, что термин прост, но на самом деле за ним кроется огромное количество характеристик и применение их на практике.
Лидерство – это не руководство. Последнее предполагает контролирующую функцию в большей степени, когда отношения построены на принципах господства и подчинения.
Значимость лидерства в управлении компанией определяет тему влияния лидерства на само управление. Лидерством важно уметь управлять. Важно выявлять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных и создавать институт лидерства в компании .
Среди организаций, имеющих и не имеющих лидера, конечно, в плюсе всегда будет та, которая имеет лидера.
Рассмотрим историческое возникновение проблем лидерства. Откуда началось исследование лидеров?
Ранее лидерство изучалось только на основании биографии великих людей. Приводились в систему характерные для личности черты.
Теория «великого человека» (Е. Боргатт и др.) говорит о том, что если выполнять одинаковые группы задачи с тождественной целью, если при этом будут одни и те же условия, когда члены группы дают наивысшие оценки, то это и есть лидер.
Теория лидерских стилей говорит о том, что существует несколько стилей руководства:
Автократичный;
Либеральный;
Стиль, сосредоточенный на работе;
Стиль, сосредоточенный на человеке .
Автократичный стиль предполагает управление, базирующееся на том, что потоки информации и процесс принятия выводов должны управляться верхом иерархии в управлении организацией. Это, конечно, демонстрирует неверие руководства в компетентность и добросовестность персонала. Или этот стиль может быть спровоцирован сложным положением организации, когда от руководителя требуется быстрое принятие решений.
Демократичный стиль управления говорит о том, что управление организации – это задачи, которые обсуждаются большим количеством коллег. Руководитель вмешивается в процесс минимально, но проверяет результат. Если координация действий сотрудников недостаточна, то перераспределение задач носит неясный для них характер.
Есть и ситуационные теории лидерства, согласно которым лидер появляется тогда, когда складываются определенным образом время, место и обстоятельства.
В ситуационных теориях лидерства, когда говорят об эффективном стиле самого лидера, учитывают следующие факторы:
Характер поставленной цели;
Фактор самой личности;
Учитывается особенность общества или группы и сложившихся в ней коммуникаций;
Берется во внимание социальный статус человека и пр.
Выделяют также и попустительский стиль, его иногда еще называют невмешательством или либеральным стилем. Этот стиль предполагает, что лидеры позволяют команде принимать решения самостоятельно (полное делегирование). Члены команды получают задание для выполнения и свободу действий, чтобы самим определиться, как выполнить его лучше всего. Лидер не вмешивается, если его не просят. Членам команды предоставляется вся свобода, которую они хотят, пока они не нарушают правила, установленные в группе или организации. Однако необходимо помнить, что ответственность за принимаемые командой решения по-прежнему остается на лидере.
Когда подходит этот стиль? Он может эффективно работать с хорошо мотивированными и опытными членами команды, они самодостаточны и могут не нуждаться в помощи или эмоциональной поддержке со стороны менеджера. Хорош также при поиске творческого решения.
Проблема же такого стиля заключается в том, что члены группы воспринимают свободного лидера как невовлеченного и безразличного.
Необходимо помнить, что нет ни одного правильного способа руководства или управления, который подходил бы для всех ситуаций. Хороший лидер использует все три стиля и адаптируется в зависимости от конкретных отношений между последователями и ситуации.
Факторы, влияющие на стиль лидерства:
1) уровень квалификации и опыт команды;
2) степень вовлеченности в работу (рутинная или новая и творческая);
3) организационная среда (стабильная или радикально изменяющаяся, консервативная или авантюрная);
4) личные предпочтения и склонности к определенному стилю.
Решетка лидерства Блейка — Моутона
Решетка лидерства - это еще один из подходов к изучению стилей лидерства, основанный на двух измерениях: заботе о людях и заботе о деле (работе). Лидеры, сосредоточенные на людях, больше заботятся о чувствах и отношениях своих подчиненных, в то время как лидеры, сосредоточенные на работе, постоянно подчеркивают, что выполняют работу, не беспокоясь о своих подчиненных. Блейк и Моутон выделяли четыре квадрата — четыре типа лидерства.
Фрагмент для ознакомления
3
1) ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества// http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения 22.03.2021)
2) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2018. — 317 с.
3) Жигач, А. Какие ошибки допускают руководители из поколения Y. Портал «Деловой Петербург», 04.07.2016. URL: https://www.dp.ru/a/2016/07/03/Molodie_lvi (дата обращения: 22.03.2021).
4) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019. — 278 с.
5) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. — 381 с.
6) Коэн А. Р. Искусство управлять людьми. — М.: АСТ, 2019. — 349 с.
7) Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2019. — 428 с.
8) Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением человека. — М.: Дашков и К°, 2016. — 145 с.
9) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2019. — 236 с.
10) Липатов, С. А., Синчук, Х. И. Социально-психологические факторы организационной приверженности сотрудников (на примере коммерческих организаций)//Организационная психология, 2018. № 5 (4), 6–28.
11) Ловаков, А. В., Липатов, С. А. Организационная идентификация и приверженность персонала: сходство и различие. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2019. 8 (2), 69–80
12) Магура М. И. Секреты мотивации, или Мотивация без секретов / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М. : Управление персоналом, 2019
13) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2018. — 322 с.
14) Черемухина Ю.Ю. Мониторинг удовлетворенности работодателей в системе менеджмента качества университета // Пятнадцатая международная научно-практическая конференция «Управление качеством», - 2019, с. 335-339.