Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, охваченном глобализацией и связанными с ней проблемами потери индивидуальности, все большее значение приобретают взаимодействие и взаимопонимание различных культур, в том числе, постиндустриальных и традиционных. Кроме того, представители народов Севера имеют уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, природным.
Прогрессивное человечество,оправившись от первой эффории от глобализации начинает задумываться, как сохранить свою индивидуальность. Другим вопросом, которым сейчас задаются все, является сохраниение природных ресурсов и бережное отношение к экологии.
В связи с этим, многие исследователи-экономисты, исслледователи-экологи, ученые самых разных направлений, обратили свои взоры к народам Севера, в частности, к народам ханты и манси, сумевшим в большей, чем кто-либо другой, степени, сохранить свои культурные традиции, а следовательно, и цель данной работы по исследованию педагогических традиций народов ханты и манси, является актуальной.
Также данная работа призвана быть практически значимой, для дальнейшего понимания иных методик традиционного воспитания, в частности, методики ненасильственного воспитания, как в случае народов Севера, что было бы практически полезным пробовать внедрять и другим народам на определенных этапах образования.
Вопросами традиций народов ханты и манси занимались как советские ученые, в частности, археолог и этнограф В.Н. Чернецова в 40-х годах ХХ века разработал терорию, соглавно которой история уральской расы (к которой и относятся ханты и манси) возводится к западносибирскому
неолиту, так и зарубежные.
В частности позицию возникновения народов ханты и манси, высказанную В.Н. Чернецовым, поддерживают и венгерские ученые, в частности, А.Перелтсвайг [1]. Финнские же ученные, исследуя нороды ханты и манси, исходят из того, что их прародина располагалась вСеверо-Восточной Европе недалеко от Балтийского моря. Кроме того, важный вклад в исследование культуры народов ханты и манси внес В.А. Дремов, А.Н. Багашев и А.В. Головневю
Традициями и культурой народов ханты и манси и в наше время продолжают активно занимались ученые из Томска. В частности, Лапина М.А. (Этика и этикет хантов; Этические традиции в воспитании детей обско-угорских народов), Кулемзин В.Н. (Знакомьтесь: ханты; Отношение человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционных и современных культурах Сибири;) и другие.
Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, из которых первая глава посвящена анализу культурных особенностей народов ханты и манси, а вторая глава – специфики педагогического воспитания этих народов, а также из заключения и списка литератуты.
Глава 1 Культурные особенности народов ханты и манси
Манси народ, родственный хантам. Эти народы проживали вместе в течении длительного периода и поэтому они имеют много общего в культуре, где обнаруживается смешение северных и южных черт. При этом к северным чертам относится охота, рыболовство, специфические средства транспорта и домашняя утварь; а к южным чертам относится специфическое оружие, скифосарматского облика прически (косы), большие котлы на поддонах в виде основной домашней утвари.
Традиционная одежда - малица -глухая без разреза одежда из оленьих шкур с капюшоном. Обувь — пимы, кисы, унты [2].
Манси живут в таких же селениях и жилищах, как и ханты - в чумах, шалашах, которые укреплялись шкурами убитых животных. Но есть некоторые различия в планировке дерeвeнь, в конструкции некоторых построек.
Традиционные занятия хантов и манси - рыболовство, охота, оленеводство, в то время, как манси - больше охотники, чем рыбаки. В их крае протекают, в основном, небольшие речки, где нет в достаточном количестве интересной для рыболовства рыбы.
Хотя ханты в последнее время все больше принимают православие, и ханты и манси до недавнего времени были язычниками. В их религии не было ни одного верховного божества. Мир представлялся многослойным, расположенным по вертикали, населенным духами.
Из поколения в поколение передавались накопленные веками результаты наблюдений за повадками объектов промысла, материалы о способностях добычи тех или иных животных или рыб. Но все приобретения, практические и рациональные, ханты связывают с якобы существующими сверхъестественными силами.
В традиционной жизни очень четко были определены
Фрагмент для ознакомления
3
1. Asya Pereltsvayg. On Magyar migration [Электронный ресурс] http://www.languagesoftheworld.info/language-families/on-magyar-migration.html
2. Городенко Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. 1997.— 84 с., стр.9
3. И.В.Белич, История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов северо-западной Сибири: Монография. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 127 с Стр.15
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. «Академия», 2000. — 176 с., стр.27
5. Кулемзин В.М. Отношение человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционных и современных культурах Сибири: Учебное методическое пособие к курсу «этнографическое краеведение».— М.: ИКАР, 1997. -48 с, стр.16
6. Гроденко Д.В. Самобытность традиционной педагогической культуры ханты и манси //Западная Сибирь: история и современность: выпуск /МУ. БИС; НГПИ. - Екатеринбург: ФГУ ИПП Урал. Рабочий, 1999.— с. 44—47.