Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Организация и организм - слова однокоренные. Та, как и второй, первая так же может заболеть. Это значит, что ее взаимодействие со средой оказалось как-то не очень конструктивным, и ее важные системные составляющие или их отношения испорчены. Понятно, организационные болезни или патологии, если их не лечить, могут оказаться запущенными и даже привести к летальному исходу, то есть закрытию организации. Именно поэтому так важно вовремя поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение.
Не бывает совсем здоровых организаций, как и совсем здоровых организмов, однако для одних это проявляется в невозможности утраивать прибыль ежегодно, а другие просто не могут двигаться.
Рассмотрим те болезни, которые могут «напасть» на организацию, и подумаем, как же их лечить.
Достаточно полную классификацию организационных патологий предложил социолог А. И. Пригожин в рамках клинического подхода в организационном консультировании. Он разделяет все организационные болезни на три большие группы: патологии в строении организации, патологии в организационных отношениях и патологии управленческих решений. Мы рассмотрим каждую из групп подробнее.
Любая организация сродни организму: она живет своей жизнью, развивается, взрослеет, стареет. И как у любого организма, у нее случаются «болезни», ведущие к нарушению ее функционирования. В статье рассмотрены варианты проявления и причины возникновения организационных патологий и способы борьбы с ними.
Термин «организационная патология» был впервые введен польской исследовательницей Я. Станишкис в 1972 г. при анализе организационных структур. Это понятие сейчас используется в двух значениях - как отклонение от нормы и как дисфункция.
Некоторые исследователи дают понятие организационной патологии, близкое к медицинскому термину, - как отклонение от нормы. Применение такого подхода осложняется тем, что четкого определения нормы не существует. Более того, организационную норму сформулировать чрезвычайно сложно из-за многообразия форм организаций. Поэтому все чаще используется определение организационной патологии как дисфункции. Под ней понимается сбой в выполнении какой-либо функции либо устойчивое недостижение целей организации.
Дисфункцией может также считаться достижение целей, но с существенно большими затратами времени, сил и средств по сравнению с запланированным уровнем.
В целом возникновение патологий должно восприниматься как нормальный процесс жизнедеятельности организации. Это свидетельство того, что идет процесс развития. Однако следует помнить, что только разрешение кризисной ситуации дает возможность перехода на новый этап.
Зависимость патологий от многих факторов, их взаимосвязь с элементами структуры организации требуют системного подхода в устранении патологии. В этом и состоит трудность - попытка решения проблемы может вызвать сбой в другой части системы и способствовать возникновению новой патологии.
Риски возникновения патологий усиливаются, и количество их увеличивается при существенном изменении условий работы организации, с появлением новых раздражающих факторов внешней среды. Они приобретают массовый характер в период проведения масштабных экономических преобразований, что обусловливает особую важность данной проблемы.
Цель работы: изучить особенности организации как открытой системы; организационные патологии на определенных этапах развития компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие об организации как открытой системе;
- рассмотреть организационные патологии в организации;
- проанализировать особенности патологий в организационных отношениях.
Объем работы: 15 страниц печатного текста.
1. Понятие об организации как открытой системе
Учитывая всё вышесказанное можно дать следующее определение понятию «организация»:
«Организация - это сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [5, с. 80]
«Сознательно координируемое» означает управление, «социальное образование» - то, что организации состоят из людей, которые взаимодействуют между собой. Организации имеют определённые границы. Но со временем эти границы могут изменяться. Каждый член организации вносит свой вклад в достижение цели. Основным преимуществом организационных групп является то, что человек, входя в состав коллектива, может успешнее достичь своих целей, чем действуя индивидуально.
Таким образом, организация – это систематизированное сознательное объединение людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определённых целей. Основными составляющими любой организации являются люди, задачи, и управление.
Еще в древние времена объективные процессы разделения труда приводили к формированию двух групп участников общественного производства.
Первая группа - работники, занятые непосредственно производственным трудом, их деятельность связана с производством товаров и услуг. Вторая группа состоит из менеджеров. Хотя продукция или услуги не являются результатом их работы, деятельность управленческого персонала социально необходима, так как они обеспечивают ритмичность, последовательность производственных процессов и, в конечном счете, их эффективность.
Для совместной деятельности люди объединяются в организации (предприятия) различных форм собственности. В процессе совместной деятельности руководство и его сотрудники вступают в определенные отношения, которые называются менеджментом.
Управленческие отношения возникают не только между руководителями и подчиненными.
Организация - это группа людей (два человека и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [7, c.83].
Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неофициальные организации существуют во всех официальных организациях, за исключением, возможно, очень небольших. Хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Таким образом, когда слово «организация» используется, оно относится к формальной организации.
Из определения следует, что организация всегда преследует хотя бы одну общую цель, общую и признанную всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.
Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Все сложные организации представляют собой не только группы, целенаправленные мероприятия, имеющие определенный набор взаимосвязанных целей. Они также имеют характеристики, общие для всех сложных организаций. Эти общие черты помогают понять, почему организация нуждается в управлении, чтобы добиться успеха.
В законодательстве организации, который имеют статус юридического лица, называют предприятиями. Поэтому в некоторых случаях можно использовать термин предприятие, фирма и тому подобные.
Любая организация - это социальная система, в рамках которой можно разделить систему производства (товаров или услуг) и систему управления или, соответственно, управляемую систему управления (субъект и объект управления) [9, c.93]. Эти системы вступают в определенные отношения, то есть взаимодействуют.
Отправной точкой здесь является цель, для которой система управления оказывает влияние на управляемую систему. С другой стороны, существует обратная зависимость, когда изменения в управляемой системе требуют реструктуризации структуры управления.
Из-за распределения рабочей силы, все организации, за исключением мельчайших, имеют внутреннюю структуру, состоящую из цехов, отделов, секций и т. д.
Управление отделом доверено руководителям. Руководители и подчиненные вступают в определенные отношения. Есть отношения подчиненности и координации.
В первом случае, это отношения между подчиненными и руководителями, указания которого являются обязательными. Например, отношения между главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, между материнской компанией и филиалами. Координационные отношения возникают между представителями различных подразделений в результате их совместной деятельности, между коллегами в одном подразделении. Участники координационных отношений, прямо не подчинены друг другу, они имеют равные права в осуществлении совместной деятельности [1, c.88].
Например, в подготовке договора поставки участвуют мерчандайзер, юрист, экономист. Эти специалисты являются равноправными партнерами, коллегами, вступают в гармоничные отношения для решения общей проблемы.
В организации существует два типа межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные отношения связаны с официальной позицией участников, регулируются соответствующими документами-регламентами, должностными инструкциями.
Например, отношения между менеджером и подчиненными, бухгалтером и менеджером склада, бухгалтером и налоговым инспектором.
Неформальные отношения не регулируются ничем, основаны на личных симпатиях и антипатиях людей, не связанных с официальным положением их участников.
Организация - это основа мира менеджеров, это причина существования менеджмента [4, c.73].
Группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией.
К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
2. Иметь хотя бы одну цель (то есть желаемое конечное состояние или всех членов данной группы, имеющих общую цель).
3. Наличие членов группы, сознательно работающих вместе для достижения цели, значимой для всех.
Организация как явление проявляется через физическое объединение реальных компонентов для достижения соответствующей цели. При этом формируется определенная конструкция объекта, определенный порядок его составляющих, которые направлены на создание конечного результата. И такая организация производства имеет определенные статические характеристики, параметры которых определяются требованиями к конечному продукту.
Рассмотрим рекомендации по применению системного подхода в управлении организацией [6, c.53]:
1. Количество элементов организации, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для достижения организационных целей.
2. Для упрощения структуры организации необходимо сократить количество уровней управления, связей между ее компонентами, автоматизировать производственные и управленческие процессы.
3. Структура организации должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро адаптироваться под новые задачи, адаптироваться к новым требованиям рынка.
4. Количество горизонтальных связей между компонентами одного уровня организации должно быть минимальным, но достаточным для ее нормального функционирования.
5. Количество связей между организацией и внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для ее нормального функционирования.
6. Для построения, функционирования и развития организации в условиях расширяющейся международной интеграции необходимо добиться ее совместимости с другими системами правового, информационного, научно-методического, ресурсного обеспечения.
7. Эффективность и жизнеспособность организации достигается за счет оптимизации ее целей, структуры, систем управления и других параметров.
8. В контексте быстрых изменений во внешней среде организация должна быть в состоянии быстро адаптироваться к изменениям.
Организации проектируются заранее, они моделируются таким образом, чтобы сформировать структуру, которая подчиняется интересам достижения целей.
При проектировании организации используется идея ее как организма, который будет действовать рационально и целенаправленно для достижения цели и совершенствования методов ее достижения.
Можно сделать вывод, что знание внутренней и внешней среды организации благотворно влияет на управление организацией в целом.