Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей контрольной работы связана с существующей необходимостью по анализу и совершенствованию механизмов и применяемых инструментов государственного регулирования отдельных сфер национальной экономики, в том числе и сферы малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, посредством реагирования на изменения рыночной конъюктуры, стороннего государственного регулирования и т.д. малое и среднее предпринимательство проявляет достаточную гибкость и приспосабливается под изменяющиеся условия внешней среды. Вышеуказанная проблема является достаточной широкой, настоящая же работа преследует более узкую цель – проанализировать порядок предоставления мер государственной поддержки субъектам МСП на территории одного города г. Москвы.
В этой связи необходимо создать прозрачную и доступную среду для субъектов МСП в рамках которой, легко и просто решались бы вопросы предоставления субсидий малому и среднему предпринимательства, в том числе и в формате прямого софинансирования их проектов, выдачи средств на компенсацию затрат по инженерной инфраструктуре, в случае реализации каких-либо проектов и т.д.
Всем вышесказанным и обсуловлена актуальность настоящей работы в рамках которой будет предметно исследована проблематика принятия решения о предоставления субсидий субъектам МСП города Москвы.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации решений о предоставлении мер государственной поддержки, в том числе и в виде субсидий малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, функционирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования – проведение анализа основных аспектов развития малого бизнеса в регионе на примере г. Москва
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, последовательность которых отражает основные этапы диссертационного исследования:
- рассмотреть теоретические основы развития института малого предпринимательства;
- проанализировать структуру, основные цели, задачи и функции департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, который входит в состав органов исполнительной власти города Москвы.
- рассмотреть особенности функционирования системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в г. Москве
- провести анализ документационного и организационо-правового обеспечения процесса предоставления субсидий субъектам МСП. о предоставления субсидий субъектам МСП города Москвы.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Сущность и структура малого бизнеса, его роль в развитии экономики современных мегаполисов
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса
Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в период переходного состояния Российской экономики, в процессе ухода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики становится острой темой и в научных кругах. В условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно он способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства снимая, таким образом, социальную напряженность и решая важные социально-экономические задачи .
Обратимся к правовому аспекту развития предпринимательства. Статья №4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», гласит «в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства». К основным критериям определения МСП относятся:
1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (для юридических лиц — не более 25%);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек) ;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (микропредприятия — не более 60 млн. рублей, малые предприятия — не более 400 млн. рублей, средние предприятия — не более 1000 млн. рублей) (рисунок 1).
Рисунок 1. Условия отнесения к субъектам МСП
Важная роль малого и среднего бизнеса в современной экономике обусловлена тем, что его естественное развитие является основой для поддержания здоровой конкуренции внутри страны, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых отечественными товаропроизводителями товаров на мировом рынке . Это доказывает в своей работе Лебедева С.Ю. «…в условиях значительной монополизации региональных и продуктовых рынков динамичные, обладающие высокой маневренностью и самостоятельностью малые и средние предприятия являются важнейшими составляющими конкуренции. Очевидно, что управление компанией, которая производит товары, осуществляется проще, чем управление крупным производственным предприятием. Сказывается фактор мобильности и отсутствие фундаментальных вложений. Существует принцип стратегической необходимости, в частности предприятия оборонной промышленности, где производственный процесс требует колоссальных финансовых и научных затрат, вряд ли смогут быть организованы в сегменте МСП» .
1.2. Методы исследования малого бизнеса
Разные авторы применяют самые разные методы исследования маолого и бизнеса и как следствие, определяют малый бизнес по своему, исходя из определённых особенностей, одни говорят, что это источник дохода, а другие что это дело всей жизни приносящее удовлетворение. Рассмотрим мнения авторов представленные в таблице 1 ниже.
Таблица 1 - Мнения авторов о малом бизнесе
Автор Интерпретация малого бизнеса
1 2 3
1 Маркс К. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики / К. Маркс. – М. : Политиздат, 1983. – С. 215. Предпринимательская деятельность – это реальный антиобщественный механизм использования рабочего класса, приводящей к разделению труда и капитала, богатства и бедности.
2 Франовская Г.Н. Франовская Г.Н. Малый бизнес / Г.Н. Франовская. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010. – С. 63.
«Малое предпринимательство – это субъект рыночной экономики, социально-экономический институт, которому присуща специфика национальных традиций и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, осуществляемых предпринимательскую деятельность».
3 Горфинкель В.Я. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учеб. пособие / В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 6. Предпринимательская деятельность – деятельность коммерческих организаций, связанная с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
4 Шумпетер Й. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М. : Прогресс, 1982. – С. 113. Предпринимательская деятельность – это способность продвижения инноваций на рынок с помощью бизнеса.
5 Лапуста М.Г. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 16.
Предпринимательство отражает всю совокупность отношений, связанных с организацией предпринимателями своего дела, производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли.
6 Бусыгин А.В. Предпринимательство: начальный курс / А.В. Бусыгин – М.: Учебник, 1992. – С. 12.
Малый бизнес – это прежде всего мыслительный процесс в форме проектирования, а так же стремление к самостоятельному ведению деловой активности и реализации на практике конкретной идей. В профессиональном смысле это способность организовать собственный бизнес и выполнять функции связанные с ведением дела.
7 Р.Хизрич,
М. Питерс Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питерс. – М.: Дело и сервис, 1992. – С. 11. Предпринимательство – это процесс поглощения времени и силы с учётом создания чего-то нового, несущее финансовую, социальную и моральную ответственность, приносящее удовлетворение и денежный доход.
8 Друкер П. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. – М.: Экономистъ, 1992. – С. 114. Предпринимательство это разновидность социальной деятельности, специфической деятельности, связанной с инновациями.
9 Сей Ж.Б. Сей Ж.Б. Трактат политической экономии / Ж.Б. Сей, - М.: Учебник, 1896. – С. 61. Предпринимательская деятельность – рациональная комбинация факторов воспроизводства в точке рыночного пространства, результатом которой является предпринимательский доход.
Изучив различные мнения можно сказать, что нет однозначного подхода
в определении малого предпринимательства. Но при этом, исходя из таблицы 3, можно сформулировать общее определение . Таким образом, малый бизнес — это усовершенствованная форма производственно-экономических отношений, которая является основной составляющей рыночного хозяйства, работая в условиях полной самостоятельности и имущественной ответственности предприниматель, становится хозяином, эффективно