Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История романтизма во Франции имеет внешнее отличие от истории Германского и Английского романтизма. Важным будет такое замечание о том, что английский и немецкий романтизм получили свое развитие от Великой французской революции. Отсюда следует, что французский романтизм должен был развиться раньше, нежели в других странах, но как раз во Франции романтизм развивается с переодическими паузами.
В Германии и Англии наивысшая точка развития романтизма – первое десятилетие XIX века, а расцветом романтизма во Франции является конец двадцатых годов, тридцатые.
Факты французского романтизма располагаются вокруг событий Июльской революции, которая совершилась в 1830 году. Сам романтизм в какой-то степени готовил эту революцию и сопутствовал ей, жил ее итогами, но если говорить о романтизме как едином целом, то он был порожден Великой французской революцией 1789-1794 годов. Тот факт, что именно Франция в эпоху революционных движений не выступила с романтическим направлением было не столь удивительно и это можно объяснить, доказать высказываниями Гейне. В одном из своих произведений он говорит о том, скольким духовно обязаны немцы французской революции и спрашивает: «А сами французы?» Гейне отвечает так: «Французы были в эти годы по горло заняты делом, они делали новую Францию. Они были так заняты, что им некогда было спать, видеть сны. И за себя они поручили спать и видеть сны нам, немцам».
Целью данной работы является рассмотрение поэтов французского романтизма (Ламартин, де Виньи, Мюссе, Гюго).
1 Общая характеристика французского романтизма
Романтизм оказал немалое влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Французского романтизм нес в себе своеобразие, которое заключалось и несло смысл в глубинной связи с событиями, происходившими во время Великой французской революции, которая явилась создателем новой культурной модели всего окружающего мира и человека в целом, свое понимание истории.
У романтизма была философская основа, ей явился руссоизм. Руссоизм – это культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, а также негативное отношение к современной цивилизации.
Великие катаклизмы в социуме, которые потрясли сначала Францию, а после и всю Европу, нельзя было воспринимать рационально. Разочарование в революции, как в способе изменения социального бытия, вызвало резкое переосмысление общественной психологии, переориентацию интереса от внешней жизни человека и его общественной деятельности к проблемам эмоциональной жизни личности и духовности. Попытки преодоления рационализма и его односторонности и создание личности, как гармонически целостной, в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX веке и, следовательно, таковым явился романтизм.
Романтики пытались открыть человека субъективного. Возникновению психологизма способствовал интерес к внутреннему миру человека, в основе которого лежит меланхолическая категория.
Романтическая меланхолия объясняется как некое мировоззрение, как универсальное, индивидуальное мироощущение современного человека.
Сущностью меланхолии являлось противопоставление идеальной духовной жизни личности и современного социального общества.
2 В. Гюго, А. де Мюссе
Эстетические принципы творчества Гюго в соответствии с тенденциями романтического направления складываются в сборнике «Les Orientales» («Восточные мотивы», 1829), знаменующем окончательный отход от классицизма и провозглашающем свободу творчества. В этом сборнике формируется новый романтический канон, реализующийся в осмыслении ориенталистской тематики (Восток как излюбленный романтиками образ экзотического пространства, куда писатели, перенося действие произведений, уводили читателей); контрастном изображении героев и событий (в будущем – характерный для творчества Гюго принцип антитезы); идее синтеза искусств («музыкальность» стихотворной техники поэм – ритма и рифмы, эффект словесной живописи в создании образов); наконец, в образе романтического героя-бунтаря (большинство стихотворений сборника посвящено освободительной борьбе Греции против турков) .
Образ героя-бунтаря, впервые появившийся в поэтических произведениях, развивается в драматургии Гюго – в основе конфликта одних из первых его драм «Cromwell» («Кромвель», 1827) и «Hernani» («Эрнани», 1829) бунт героя против тирании короля. Как и у Байрона, мотив бунтарства у Гюго обусловлен социальной позицией. Но в отличие от английского поэта образ героя-бунтаря у Гюго носит более социальный характер, его бунт социально обусловлен – это чаще всего борец против тирана, как и у Байрона – изгнанник, но изгнанник по политическим мотивам, тоже отверженный, – но властью. Бунт индивидуалиста в драмах Гюго часто олицетворяет социальный бунт – в творчестве писателя все чаще осмысливается проблема социальной несправедливости, эстетически оформляется образ отверженного в качестве главного героя произведения – либо дворянина, восставшего против короля («Эрнани»), либо представителя низших классов (лакей,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Владимирова А.И. Виктор Гюго / А.И. Владимирова // История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / под ред. Т.В. Соколовой. – М.: Академия, 2003. – С. 68–84.
2) Евнина Е.М. Виктор Гюго / Н.М. Евнина. – М.: Наука, 1986. – 216 с
3) История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой.– М.: Высшая школа, 1991. – 637 с.
4) Петраш Е.Г. Виктор Гюго / Е.Г. Петраш // История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999.
5) Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – 569 с.