Фрагмент для ознакомления
1
Воспитательные возможности коллективной деятельности детей 2
Коллективный труд как форма организации деятельности детей. 4
Методика руководства коллективным трудом детей. 6
Учебно-исследовательское задание: Предложите содержание труда, позволяющего организовать деятельность детей всей группы, и задания для каждой подгруппы. Докажите соответствие предложенного вами содержания педагогическим условиям организации труда. 8
Список использованной литературы 10
Фрагмент для ознакомления
2
Воспитательные возможности коллективной деятельности детей
Одна из основных задач педагога – это воспитание в детях трудолю-бия и умения трудится в коллективе. С помощью различной трудовой дея-тельности можно также выявить способности и склонности ребенка в ка-кой-либо сфере (и в будущем он сможет их активно развивать).
Деятельность вместе с коллективом способствует развитию у детей умения сотрудничать, поддерживать друг друга, воспитывается чувства ответственности.
Разумеется, здесь очень важна работа воспитателя, его организатор-ские умения. Необходимо разработать предварительный план. План кол-лективной трудовой деятельности включает в себя ряд этапов:
1. Постановку цели предстоящей работы.
2. Руководство деятельностью звеньев.
3. Обсуждение результатов деятельности.
Воспитанникам доступны следующие виды трудовой деятельности:
• уборка в игровых центрах;
• мытьё игрушек;
• мастерская Доктора Айболита (ремонт книг);
• украшение группы к праздникам;
• уборка участка;
• посев семян овощей на огороде;
• прополка огорода и цветника;
• полив растений на огороде и в цветнике;
• сбор овощей, семян, цветов лекарственных растений;
• подвешивание кормушек, подкормка птиц зимой;
• труд в природном уголке.
Детей к такой форме деятельности нужно подготавливать постепенно. Так в младшей группе воспитатель дает детям несложные индивидуальные задания (дети этого возраста еще не могут и не умеют взаимодействовать друг с другом). К коллективному труду воспитатель готовит их постепен-но и пока не объединяет в группы для выполнения общих заданий.
А вот у детей средней группе педагог уже может использовать форму объединения – труд «рядом», формирую у них новые трудовые навыки. Постепенно, по мере развития у воспитанников нужных навыков, педагог переходит на следующую ступень (старшую группу) – обучению детей совместному труду и взаимопомощи.
В процессе работы воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (для одного – уборка среди игрушек, для другого – полив комнатных цветов и т.п.).
Очень важно уделять особое внимание детям, у которых возникают сложности с выполнением задания. Педагог должен показать, как сделать правильно, но не выполнять задание за ребенка. Также стоит привлечь других детей к помощи товарищу по группе.
Параллельно с руководством коллективной деятельностью, воспита-тель наблюдает за взаимоотношениями между детьми, побуждает их к вза-имопомощи и дружелюбию (и разрешает конфликты, если таковые возни-кают).
Если педагог все сделал правильно, то он получит положительные результаты от коллективной деятельности в группе:
• будет повышен общий уровень развития детей;
• будут развиты трудовые умения и навыки;
• дети начнут осознавать необходимость и пользу своего труда для окружающих;
• интерес к трудовой деятельности будет повышен.
В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, по-могать друг другу и справедливо распределять обязанности.
Коллективный труд как форма организации деятельности детей.
Существуют следующие формы организации труда в ДОУ:
• поручение;
• дежурства;
• совместный труд;
• коллективный труд.
Коллективный труд – это форма трудовой деятельности, в которой дети решают сообща одну задачу. Такая форма организации способствует развитию умения разделять труд, помогать друг другу, «болеть» всем за одно дело.
При правильном руководстве, коллективная работа способствует становлению доброжелательной и дружеской атмосферы в коллективе.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навы-ки и
умение одновременно у всей группы детей. Эта форма труда необхо-дима для установления позитивных отношений и сплочения детского кол-лектива. Во время коллективного труда у детей формируются умения при-нимать общую цель труда, договариваться, согласовывать свои действия, совместно планировать их, помогать товарищу, оценивать его труд.
Детей старшего дошкольного возраста учат перекапывать и рыхлить почву, планировать грядки, пропалывать от сорняков и т.д.
Трудовая деятельность детей требует руководства со стороны воспи-тателя. Основными приемами руководства являются:
• показ (показать на собственном примере, что нужно делать);
• объяснение;
• напоминание;
• поощрение.
Поручая ребенку отдельное дело, педагог должен учитывать отсут-ствие у того социального, трудового, коммуникативного опыта. Если определенное дело незнакомо воспитаннику, то обязательно следует пока-зать и объяснить лучший способ ее выполнения.
До двух раз в неделю, для старшей группы можно организовать трудовую деятельность на природе (на территории ДОУ). Объединение детей для коллективного труда является эффективным при наличии у них опыта сотрудничества, надлежащего овладения навыками в конкретных видах труда. Для коллективной работы детей можно организовывать как всей группой, так и подгруппами.
Итак, правильно проведённая работа педагога должна дать следую-щие результаты.
• повышение общего уровня развития детей;
• приобретение трудовых умений и навыков;
• осознание жизненной необходимости и пользы своего труда для окружающих;
• повышение интереса к трудовой деятельности;
• развитие умение работать сообща, помогать друг другу, рас-пределять справедливо обязанности.
Методика руководства коллективным трудом детей.
Итак, для организации коллективной трудовой деятельности выде-ляют четыре последовательных этапа:
1. оборудование рабочего места
2. распределение работы между участниками;
3. процесс выполнения задания;
4. обсуждение результатов труда
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвеще-ние, 1987.
3. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в про-цессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987.
4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учре-ждений сред.проф. образования/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
5. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций/ А.Н. Фролова. - Ростов н/Д : феникс, 2009.