Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ № 1
Законспектировать четыре статьи по подвижным играм из журнала «Физическая культура в школе» за 2010г. – 2015г.
Название статьи: Влияние занятий хатха-йогой на адаптивные резервы детей младшего школьного возраста
Журнал № _2__год__2015_
Физическое и психическое здоровье каждого ребёнка – приоритетная задача нашего государства. Меры по охране здоровья детей предусматриваются Федеральной целевой программой «Дети России» на 2007–2010 гг.
Младший школьный возраст является важным периодом во взрослении ребёнка. Именно в это время развиваются мышление и память, появляется самосознание; происходит формирование внутренних органов и систем опорно-двигательного аппарата ребёнка. Ученики начальной школы подвергаются мощному стрессу, связанному с приходом в школу и необходимостью адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Проблема адаптации младших школьников к учебному процессу уже достаточно научно разработана и в основном рассматривается учёными с точки зрения её социального аспекта.
Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе - создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи и взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учащимися начальной школы по различным учебным предметам.
Адаптация детей к обучению в школе во многом зависит от уровня адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы. Адаптивные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности ребёнка.
Для увеличения адаптивных резервов младших школьников нами на основе целостного педагогического подхода разработана методика занятий хатха-йогой с детьми 7–9 лет, включающая в себя как общие правила, рекомендации и ограничения, так и адаптированную систему, определяющую правильную организацию и построение занятий йогической гимнастикой.
Адаптированные занятия хатха-йогой с детьми младшего школьного возраста построены на основе классических динамических упражнений хатха-йоги (асаны) с элементами дыхательной гимнастики йогов (пранаямы). В занятия включены также динамичные игры для развития таких качеств, как быстрота и ловкость.
Занятия хатха-йогой с детьми проводятся в игровой форме и практически не имеют противопоказаний, что делает их доступными даже для детей с хроническими заболеваниями. Хатха-йога развивает силу, гибкость и выносливость, расширяет диапазон движений, улучшает координацию, владение телом и тренирует вестибулярный аппарат.
Название статьи: Интеграция образовательных структур на основе учебного предмета «Физическая культура»
Журнал № __2_год__2015__
Традиционно в системе профессионального физкультурного образования вопросы школьной физической культуры входили в учебную дисциплину «Теория и методика физического воспитания» и в базовые физкультурно-спортивные предметы: «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры», «Плавание» и др., включающие в себя
методику обучения детей школьного возраста.
Эти дисциплины в комплексе со всеми другими
формировали профессионально-педагогический облик работника в области физической культуры. Реформы образования закрепили образовательную направленность школьной физической культуры, учебный предмет «Физическая культура» приобрёл статус области образования, что закреплено в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Одновременно повысились требования к уровню подготовки работников физической культуры сферы образования, особенно в отношении их дидактической компетентности.
Введение в системе профессионального образования направления «бакалавриат», «магистратура», «аспирантура», в том числе в физической культуре, обусловило необходимость создания и учебника «Методика обучения физической культуре», который призван углубить и расширить научно-теоретическую и практическую подготовку обучающихся, а также дополнить цикл учебных дисциплин предметной подготовки согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
Учебник включает в себя такие главы:
Глава 1 Дисциплина «Методика обучения физической культуре» в системе высшего профессионального физкультурного образования.
Глава 2 Цели и задачи учебного предмета «Физическая культура».
Глава 3 Содержание учебного предмета «Физическая культура» в педагогической системе образовательных учреждений.
Глава 4 Дидактические принципы и процессы в учебном предмете «Физическая культура».
Глава 5 Дидактические взаимодействия субъектов в учебном предмете «Физическая культура».
Глава 6 Технология и методика реализации дидактической системы учебного предмета «Физическая культура».
Глава 7 Программирование, планирование и контроль в технологии учебно-воспитательного процесса в учебном предмете «Физическая культура».
Глава 8 Урок в дидактической системе учебного предмета «Физическая культура».
Глава 9 Анализ урока физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе.
Глава 10 Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в учебном предмете «Физическая культура».
Во всех главах выделяются интеграционные связи «обучающий» - «обучаемый»:
• в школе учитель физической культуры - учащиеся;
• в вузе преподаватель — студенты, преподаватель вуза — учитель школы, студенты - учащиеся.
Интеграционные связи повышают эффективность учебного предмета «Физическая культура», способствуют установлению взаимопонимания, взаимовлияния и взаимодействия в процессе общего и профессионального физкультурного образования.
В создавшейся ситуации встаёт задача максимальной реализации огромного потенциала физической культуры, физического воспитания и спортивной подготовки как деятельностных процессов реализации ценностей физической культуры, здоровье-сберегающих и здоровье- развивающих (здоровье-формирующих) технологий. Для выполнения этой ответственной задачи вся система физического воспитания и спорта, охватывающая пространство общеобразовательной школы, детей школьного возраста должна подняться на уровень, отвечающий новым целям и задачам, стоящим перед всей системой общего образования в стране.
Название статьи: __Телесная коммуникация на уроках физической культуры__
Журнал № __2__год__2015___
Телесная коммуникация понимается как влияние телесных детерминантов на различные виды общения и социального взаимодействия людей. Коммуникативный подход рассматривает акт движения как феномен, наделённый значением и направленный на передачу информации от одного субъекта к другому. Кинестезический язык общения обеспечивает более точное понимание смысла выражаемого. Совокупность кинем (значимых жестов, мимических и пантомимических движений) образует невербальный язык коммуникации.
Каждой культуре, каждому индивидууму присущи свои, особые формы телесной коммуникации, которые зависят от распространённого в конкретном регионе телесного поведения.
Физические упражнения представляют собой двигательный акт, в ходе которого школьники осуществляют телесную манипуляцию, направленную как на самого себя, так и на другого человека.
В физических упражнениях дети познают характер существования своего тела, а вместе с тем и самого себя, что имеет важное значение для гендерной, социальной и культурной самоидентификации.
Воспринимая движение целостного тела и отдельных его частей, субъект физкультурно-оздоровительной деятельности познаёт внешние формы своего поведения и поведения остальных участников бразовательного процесса. Тело для школьника является важным условием для реализации процесса коммуникации. В самом акте движения проявляется характер осознания учащимся себя, своего видения мира, своей социально-культурной принадлежности.
Язык тела на уроках физической культуры богат и разнообразен. Точность и лаконизм, например, языка простых поз и положений рук в сложнокоординированных гимнастических упражнениях может вызывать ассоциации лирических, романтических, героических и других образов.
В то же время обучение школьников пластике тела, заучиванию физических упражнений снижает их естественность, придаёт им условный характер, отдаляет от непосредственных реакций, так как человек сознательно соблюдающий правила, стесняет свободу выражения. Всякое правило действует сдерживающе, но и всякое совершенство достигается скорее в следовании правилам.
В практическом смысле это означает: если учитель физической культуры хочет, чтобы его обучающее воздействие оказывало влияние на учеников, он должен следить за тем, чтобы выполняемые им физические упражнения были понятны школьникам.
Название статьи: _Элементы хореографии в новом разделе школьного физического
воспитания____________________________________________________
Журнал № __2__год___2015__
Исследования показали, что грамотное и адекватное (в медико-педагогическом смысле) применение средств фитнеса оказывает на организм ребёнка как оздоровительное влияние, так и развивающий эффект.
Элементы хореографии – одни из значимых составляющих фитнес-технологий. В спортивной деятельности (в художественной и спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках и других видах спорта) с хореографии начинается формирование двигательных навыков, эстетических вкусов и потребностей психомоторного образного проявления.
Но именно там, где эта составляющая уроков физической культуры в младших классах должна быть ведущей, она подчас совсем отсутствует.
Хореография — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. В процессе занятий хореографией у занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания и чувства. Кроме того, на занятиях хореографией развивается гибкость, выносливость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность урока (за счёт возможности проведения занятий одновременно с целой группой учащихся), что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.
Проверил:
«_____»______________20_____г.
ЗАДАНИЕ № 2
Ответить на поставленные вопросы достаточно полно. Каждый правильный ответ оценивается в один бал. Необходимо набрать на оценку
«5»- 18-20 баллов, «4»- 14-17 баллов, «3»- 10-13 баллов.
1.Влияние игровой деятельности на организм занимающихся.
Игровая деятельность включает в себя разнообразную физическую активность. Благодаря этому прорабатываются разные группы мышц (практически все). Почти все спортивные игры включают в себя прыжки, бег и т.п. В результате у занимающихся сгорают лишние калории, увеличивается выносливость организма, улучшается состояние сердечно-сосудистой системы и связочного аппарата.
Также игровая деятельность положительно влияет на общий тонус мышц.
2.Возраст и игровые интересы детей.
Младший дошкольный возраст: дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, играют индивидуально – каждый сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». Ребенок сосредоточен на своих действиях и мало обращает внимание на действия других. Время от времени, пресытившись собственной игрой, ребенок посматривает на то, как играют другие. Интерес к сверстнику как раз и приводит к попытке установить определенные отношения. Появляются легкие контакты, но они еще не изменяют самого существа игры – ребенок играет сам по себе. Состав участников игр (по данным А.П. Усовой) у 3-х летних детей 2–3 человека, их продолжительность – 3–5 мин, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам. Таким образом, возникают новые и новые объединения. За 40–50 мин. можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.
Средний дошкольный возраст: с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Глубже проникая в жизнь взрослых, ребенок обнаруживает, что эта жизнь протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми (мама беседует с папой, подает обед, следит за поведение, т.д.). Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, возникает необходимость договорится с другими детьми вместе организовать игру. Объединения в играх – от 2 до 5 детей. Продолжительность совместной игры доходит иногда до 40–50 мин., хотя в половине случаев группировка сохраняется около 15 мин. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, проявляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще по ходу самой игры.
Старший дошкольный возраст: игра у детей проходит «вместе», а не «рядом».
Отмечается большое разнообразие тематик, ролей, игровых действий, правил, особая роль отводится соблюдению правил, впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские способности. Наблюдается предварительное (до начала игры) коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго.
3.Воспитательное значение подвижных игр.
Большое влияние подвижные игры оказывают на воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, которые развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.
Велико значение подвижных игр и в нравственном