Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговая система является важнейшим структурным элементом в экономике рыночного типа. Налоги – это объективная реальность, связанная с существованием государства, а не только источник бюджетных поступлений. В настоящее время реформирование российской налоговой системы на основании зарубежного опыта позволило бы проводить эффективную бюджетную политику, провести преобразования экономики в полном объеме.
Таким образом, тема совершенствования налоговой системы Российской Федерации имеет высокую актуальность.
Цель – выявить особенности налоговой системы Российской Федерации. Задачи:
изучить регулирующую базу;
исследовать систему регулирования;
выявить основы и принципы налоговых систем.
Объект налоговая система. Предмет налоговая система Российской Федерации.
1. Регулирующая база
Важнейшим структурным элементом в экономике рыночного типа является налоговая система. Налоги – это объективная реальность, связанная с существованием государства, а не только источник бюджетных поступлений. В настоящее время без формирования рациональной налоговой системы, которая бы не угнетала предпринимательскую деятельность и позволяла бы проводить эффективную бюджетную политику, нельзя провести преобразования экономики в полном объеме. Эти преобразования всегда сопровождаются развитием и изменением форм государственного устройства.
Для современного общества налоги – это основная форма доходов, которая обеспечивает финансовую базу для всех государственных расходов, а также применяется в качестве механизма непрямого управления в сфере социальной защиты, политики и экономики.
Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.
В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной¬ из глобальных современных проблем международного уровня. Поэтому изучение налоговых систем зарубежных стран приобретает особую актуальность и может быть рекомендовано для более эффективного налогообложения в Российской Федерации.
Налоговая система имеет неоспоримое преимущество перед любой другой формой изъятия доходов предприятий или граждан в государственный бюджет – это правовой характер изъятия. Состав налогов, его ставки, санкции за неуплату определяются принятыми правительством законами, а не министерствами и ведомствами.
Поскольку налоги занимают важнейшее место при проведении централизованной финансово-кредитной политики государства, они обязаны обеспечить:
- Приведение к единым методам калькуляции затрат на производство, реализацию и работу по исчислению прибылей, таким образом, приведя взаимоотношения предприятий с бюджетом к единой форме налогового регулирования;
- Формирование фискальной политики государства, накоплений централизованных финансовых ресурсов, которые необходимы для финансирования за счет государственного и местного бюджета различных мероприятий. Эти финансовые ресурсы формируются на разных уровнях управления, таких как федеральный, республиканский, краевой, областной и местный;
- Защита коммерческих интересов покупателей и предпринимателей в условиях рыночной экономики;
- Введение различных льгот, пониженных ставок налогов, то есть формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов.
Они вводятся в связи¬ с обеспечением приоритетного развития какой-либо отдельной отрасли, внедрения научно-технических программ, развития народно-хозяйственных комплексов, экспортирования или импортирования каких-либо стратегических товаров;
- Внедрение антимонопольной политики, через проведение через ставки и льготы ограничения на необоснованный рост прибыли монополистов на российском рынке;
- Мотивирование внедрения достижений научно-технического прогресса для выпуска конкурентоспособной и высококачественной продукции;
- Распределение доходов, приближенное к налоговым системам развитых стран, с развитой рыночной экономикой.
2. Система регулирования
Бюджет и налоговая система тесно взаимосвязаны между собой так как для развитых стран характерны большие налоговые доходы, которые направляются в бюджеты государства.
Бюджет – схема доходов и расходов определённого объекта, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на администрирования и сбору налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.
Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков, то есть общества в целом.
В условиях рыночной экономики главным показателем эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие инновационной компоненты экономики страны, которая является основой финансов России.
Налоговая система представляет собой совокупность всех налогов и сборов, установленные в государстве которые взимаются с граждан для формирования бюджета, необходимого для того, чтобы государство выполняло свои основные функции, а также могла взимать и администрировать эти налоги. Налоговые системы разных стран имеют свои отличительные особенности.
Состав налоговой системы РФ включаются налоги и сборы. Так же при этом в состав налоговой системы РФ не входят таможенные пошлины, потому относятся к области таможенного регулирования.
По сравнению с развитыми странами доля индивидуального подоходного налога мала.
В России три уровня налогообложения:
1. Федеральный.
2. Региональные.
3. Местные.
Классификация налогов по видам: Федеральный налог на добавленную стоимость; акциз; государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых; налог на прибыль организаций;
региональные налоги на имущество. Налоги транспортные. Налогообложение игорного бизнеса; Земельный налог; Налог на имущество физических лиц; Торговый сбор.
Очень важно отметить, что в каждом регионе могут быть установлены разные налоговые ставки.
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. [9].
Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.
Существуют различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:
по способу взимания;
по объекту налогообложения;
по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);
по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;
по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);
по целевой направленности использования налоговых поступлений;
по источнику уплаты налогов;
по степени налогообложения;
по времени действия;
по времени уплаты налогов;
по методу взимания налогов.
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.
Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:
налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и других;
налог с имущества (организаций и граждан);
налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог на операции с ценными бумагами и др.
По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
налоги, взимаемые только с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и некоторые другие;
налоги, взимаемые только с юридических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.;
налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц, единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.
По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные.