Фрагмент для ознакомления
2
Данная статья посвящена результатам исследования отношения к болезни у детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, их психологических особенностей и сравнению результатов с данными, полученными в группе здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 59 детей возраста 6–7лет, среди них 30 детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями более пяти раз в год, и 29 здоровых детей. На основании полученных данных выявлены два типа отношения к болезни у группы часто болеющих дошкольников (амбивалентное и индифферентное) и два типа отношения к болезни у контрольной группы (отрицательное, амбивалентное).
Получены взаимосвязи между уровнем тревожности и типом отношения к болезни в группе детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, а также между сформированностью ортобиоза у группы часто болеющих детей и детей контрольной группы.
Объект исследования - часто болеющие дети
Предмет исследования- отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями
на основании «Диагностического интервью» и методики
«Незаконченные предложения» было выявлено неоднозначное отношение к
поведению матери во время болезни. С одной стороны, и группа ЧБД, и контрольная группа отмечали большую заботу матери. Но в контрольной группе детей она проявлялась дополнительными запретами в ограничении деятельности, подкрепляющими негативное отношение к болезни, у них не наблюдалось сильной эмоциональной включенности. У часто болеющих детей с АЭОБ забота их матерей проявлялась в виде гиперопеки и дополнительных бонусов. При этом дети давали кардинально отличные ответы на вопросы о заботе матери в методиках «Диагностическое интервью» и «Незаконченные предложения», что позволяет говорить о том, что, возможно, несмотря на увеличенное время общения с ребенком и видимую гиперопеку, часто болеющие дети не получали эмоциональное тепло. Часто болеющие дети с ИЭОБ почти не отмечали изменения в отношениях с матерью во время болезни.
Выводы
На основании полученных данных можно сделать выводы, что часто болеющие дети обладают более высокой тревожностью, которая проявляется в самоотношении и межличностных отношениях и может являться фактором риска нарушения социальной адаптации и провоцировать повторные заболевания. Часто болеющие дети с амбивалентным и индифферентным эмоциональным отношением к болезни имеют общие характеристики: наличие составляющей отрицательного отношения к болезни, нарушение схемы тела на рисунках человека, плохо сформированная мотивация к выздоровлению, плохо сформированный ортобиоз.
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты, пути оздоровления. Пермь, 2006. 86 с.
2 статья
Анализ статьи: «Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола
Астанина Н.Б.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ), Воронеж, Россия,
astanina.nadya@yandex.ru Исследование проведенное автором посвящено изучению взаимосвязи психологического благополучия и чувствительности к справедливости у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Был опрошен 171 респондент в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 82 правонарушителя и 89 правопослушных подростков. Для исследования изучаемых переменных были использованы методики: опросник чувствительности к справедливости М. Шмитта, измеряющий чувствительность к справедливости с разных ролевых позиций, и Шкала психологического благополучия Варвик–Эдинбург. Выявлено, что правонарушители значимо более чувствительны к
справедливости по сравнению с правопослушными подростками. Психологическое благополучие правонарушителей положительно связано со всеми видами чувствительности к справедливости: с чувствительностью к справедливости с позиции жертвы, а также с трех других ролевых позиций – свидетеля, бенефициара, нарушителя, составляющих просоциальную чувствительность к справедливости. В группе правопослушных подростков значимые связи психологического благополучия и чувствительности к справедливости не обнаружены. Целью данного исследования автор ставит изучение связи психологического
благополучия и чувствительности к справедливости у несовершеннолетних
правонарушителей мужского пола.
Объект исследования - мужчины в возрасте от 13до 18 лет
Предмет исследования- чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола.
Теоретической базой исследования послужили опросник чувствительности
к справедливости М. Шмитта, измеряющий чувствительность к справедливости с разных ролевых позиций, и Шкала психологического благополучия Варвик–Эдинбург.
Исследование базируется на концепции чувствительности к справедливости немецкого психолога М. Шмитта.
Выводы и результаты исследования:
Наиболее высокой ЧС по всем параметрам характеризуются правонарушители, содержащиеся в следственном изоляторе. Вероятно, что для этой категории правонарушителей тема справедливости особенно актуальна в связи с ожиданием суда, вынесением приговора, воздействием стрессовых факторов новой обстановки.
ЧС у воспитанников колоний и спецшколы значительно ниже по сравнению с
подростками СИЗО, что, вероятно, связано с завершенностью для большинства подростков процесса адаптации к условиям изоляции, особому статусу
правонарушителя, а также к своему положению в неформальной подростковой среде учреждений. По уровню своей ЧС эти категории правонарушителей ближе к правопослушным подросткам.
Результаты свидетельствуют, что психологическое благополучие
правонарушителей СИЗО и спецшколы сопровождается чувствительностью к
справедливости с позиции жертвы, в то время как для психологического
благополучия подростков колонии большее значение имеет просоциальная
чувствительность. Вероятно, в следственном изоляторе, где подросток только
адаптируется к условиям социальной изоляции, чувствительность жертвы помогает сохранить и защитить свои границы, а также совладать с переживаниями в связи с новым статусом правонарушителя.
Литература:
1. Астанина Н.Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних
правонарушителей мужского пола: дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 209 с.
2. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости на разных стадиях подросткового возраста: сравнительный анализ // Проблемы, исследования, инновации вузовской науки. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.И. Кочетов. Вып. 6, Воронеж, Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. С. 124–130.
Задание 2.
Тема 5.Теоретические проблемы психологии интрацепции.
Вопросы:
1.Возможно ли вне категориальное восприятие? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Да. Для начала, сознание само по себе не воспринимает, для этого есть органы восприятия. Любые категории имеют запашок философии, то есть чего-то выдуманного, заведомо не истинного. Добро и зло сами по себе не существуют, это оценка, и даже не всегда сознания. А оценка всегда исходит из сиюсекундных приоритетов оценивающего, а значит подвержена смене вслед за приоритетами.
2.Одинаково ли воспринимается людьми окружающий мир? От чего это зависит?
Ответ:
У каждого своя, в зависимости от видов психотипов в человеке, темперамента, состояний, развития, потому что от этого зависит как человек мыслит, взаимодействует, и двигается по жизни. Всего есть 8 психотипов, 8 различных взглядов на реальность, 8 мер, а в в среднем в человеке 5 - 6 психотипов, и они в самом человеке тоже поразному взаимодействуют, поэтому окружающий мир, даже один и тот же человек воспринимает по разному, в зависимости от состояний.
3.Какие условия позволяют смягчить фундаментальный парадокс восприятия?
Ответ:
Смягчить этот парадокс можно, только изменяя трактовку восприятия.
Во-первых, следует предположить существование неких ядерных, базальных конструктов, позволяющих начать работу с объектом, разворачивая затем сколь угодно сложную сеть и трансформируя способы репрезентаций.
По нашему мнению, формой ядерного субъективного существования выступает категоризация в виде эмоционально-оценочных конструктов, представляющих сущность своеобразного «первови-дения» (Тхостов, 1976; Артемьева, 1980). На этом этапе«...давая описание объекта, испытуемый считает необходимым указать, каким (полезным ли, удобным ли, приятным ли) является этот объект в возможных взаимоотношениях с ...ним "Вопросы к объекту", которые задаются субъективными структурами опыта... формулируются на языке эмоциональнооценочных координат» (Артемьева, 1980, с. 27). В специальных экспериментах при восприятии и опознании объекта в условиях дефицита времени (иили) возможности манипуляции стимульным материалом(тахистоскопическое восприятие, непроизвольное запоминание) была показана ведущая роль системы эмоционально-оценочных категорий по сравнению с гностическими— типа цвета и формы (Тхостов, 1976). Это позволяет предполагать, что на некотором этапе генезиса перцепта (а именно на этапе первичной категоризации) системы, включающие субъективно значимые свойства, первичны. На этапе «первовидения» выясняются самые грубые (но наиболее важные с эволюционной точки зрения) качества объекта: опасен ли он, хорош ли, — отражающиеся в виде базового разделения объектов на приятные и неприятные. Поэтому вполне понятно, почему эмоционально-оценочные качества оказываются ведущими. Подобный способ субъективного отражения, видимо, имеет врожденную основу. Во всяком случае, это не противоречит этологическим данным, показывающим возможности новорожденных животных отличать силуэты опасных и неопасных объектов. Гипотеза о базовом характере эмоционально-оценочных координат восприятия высказывалась и во многих психоаналитических работах (Klein, Heimann, Isaacs, Riviere, 1952; Spitz, 1968).