Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном историческом этапе ключевым источником интенсивного развития образования становятся профессионализм и компетентность педагогов. Кадровый потенциал образования выдвигается на передний план как движущая сила и первостепенное условие изменений в системе образования.
В этих условиях педагогическая акмеология готова дать ответ на многие ставшие актуальными вопросы в сфере профессиональной деятельности педагогов, помочь им в достижении профессионального мастерства.
Изучение вопросов акмеологии профессионального образования является актуальным, проблемы акмеологии требуют выявления и обоснования, понятийного аппарата – уточнения и актуализации.
Целью настоящей работы является:
1) определение сущности педагогической акмеологии;
2) выявление основных направлений развития педагогической акмеологии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия педагогической акмеологии;
2) на основе теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы выделить основные направления развития педагогической акмеологии.
1. Сущность педагогической акмеологии
Сравнительно молодая наука акмеология [от греч. акmе – высшая степень чего – либо + логия, букв. наука о вершинах] представляет собой совокупность наук, изучающих вершины в развитии как отдельного субъекта, так и общности людей, а также условия их достижения.
Впервые акмеологию как понятие, обозначающее область психологии зрелости или взрослости, ввел Н. А. Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с исследованиями Б. Г. Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А. А. Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека (О. Б. Акимова и др., 2012).
Наука акмеология возникла на стыке и при взаимодействии естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она последовательно выявляет феноменологию, механизмы, принципы и закономерности становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложного живого организма), как личности и как субъекта деятельности (в первую очередь как профессионала). В жизни взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, супруга, родителя, специалиста в какой-то конкретной области труда. В научной литературе некоторые ученые так же заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны (А. А. Деркач, 2003).
Некоторые же исследователи особо отмечают, что в акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности – более широкая, масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие моральных и нравственных качеств, гуманистической направленности личности. Зрелая личность отличается заботой о других людях, высокой ответственностью, самостоятельностью в принятии решений, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Иначе говоря, считают О. Н. Князева и Е. В. Алтухова, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости – АКМЕ – рассматривается как многомерная интегративная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая период его прогрессивного развития, связанного со значительными профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому цель акмеологии как науки - всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости (О. Н. Князева, Е. В. Алтухова, 2017).
К настоящему времени наряду с общей акмеологией в связи с расширением задач по профессиональному формированию и развитию человека в конкретных областях деятельности стали оформляться такие ветви/направления акмеологии, как управленческая, политическая, педагогическая, военная, спортивная и др.
Под «акме» в профессиональной деятельности исследователи понимают неизменно успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, которые составляют содержание, основу деятельности специалиста в той или иной области.
При этом акмеология в педагогике выявляет вершины, которые могут быть достигнуты в пределах одного этапа исторического развития посредством применения наиболее эффективных систем воспитания и обучения, а также возможности перехода от одной «вершины развития» до следующего этапа и уже его «акме». И поскольку достижение «акме» зависит от внешних обстоятельств, то могут возникать ситуации, когда эти обстоятельства не позволяют личности выйти на новую ступень развития и достигнуть ее вершины. В подобных случах на помощь приходит педагогическая акмеология, которая занимается поиском способов компенсации недостигнутого пика развития на его определенном этапе путем применения специальных методик и приемов воспитательного и педагогического воздействия.
Как отмечают авторы коллективной монографии «Педагогическая акмеология» (О. Б. Акимова и др., 2012), достижение «акме» − это результат взаимодействия многих объективных и субъективных факторов, условий и обстоятельств в жизни того или иного человека. При этом талант, способности, склонности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования, даже бытовые условия и др. – как объективные факторы этого процесса. Кроме того, само понятие «акме», равно как и процесс его достижения, в большей степени зависит от конкретной профессиональной деятельности, специфики ее содержания. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, отмечает О.Б. Акимова, если бы свелась к систематиазции акме по профессиям. Акмеология с самого начала своего становления разрабатывает стратегии и технологии воспитания профессионалов высокого класса в самых разных сферах человеческой деятельности.
Другие исследователи отмечают, что акмеологические знания позволяют с разных сторон определить актуальное состояние, проблемы и противоречия, современные тенденции, закономерности и перспективы личностного и профессионального роста педагогов, достижения ими акте – вершины профессионализма, т. е. того уровня развития, который, с одной стороны, будет залогом продуктивной профессиональной деятельности, а с другой – послужит точкой роста для дальнейшего развития профессиональной компетентности (Н. И. Виноградова, 2017).
Детально изучая акмеологию, А. А. Деркач указывает, что предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, профессиональной деятельности, общении, приводящее к наивысшей самореализации личности и построению оптимальной жизненной стратегии, высокому профессионализму, компетентности. Совершенствование личности достигается «оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений» (А. А. Деркач, 2003).
Потребности в высоком качестве профессиональной деятельности, стремление к педагогическому саморазвитию, продуктивному использованию творческого потенциала в решении значимых профессиональных задач, эффективному функционированию должны стать ведущими в системе профессионального самосовершенствования педагога (Н. И. Виноградова, 2017).
Обобщая теоретические выкладки исследователей, можно сформулировать следующее определение. Педагогическая акмеология - прикладная наука, имеющая своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Князева, О. Н., Алтухова, Е. В. Акмеология. Путь к вершине личностно-профессионального развития : учебное пособие. / Составители О.Н. Князева, Е.В. Алтухова. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2017. – 160 с.
2. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова — «ФЛИНТА», 2017.
3. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога : монография / Н. С. Глуханюк. – Екатеринбург : Изд-во РГПУ, 2005. — 261 с.
4. Деркач, А. А. Акмеология : учебное пособие для вузов / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 252 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология взрослости [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие [для вузов] / Э. Ф. Зеер, Е. В. Чубаркова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : РГППУ, 2017.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Педагогическая акмеология : коллективная монография / [О. Б. Акимова и др. ; под ред. О. Б. Акимовой] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 250 с.