Фрагмент для ознакомления
2
1. Проанализируйте историю становления психиатрии.
История психиатрии рассматривает и анализирует ряд важнейших аспектов развития науки, прежде всего, конечно, аспект хронологический, включающий в себя знание важнейших исторических дат, определяющих этапы развития науки. Так, известно, что Й. Рейль в 1803 году ввел в обращение термин «психиатрия», с тех пор в течение 200 лет происходят непрерывное накопление и систематизация данных в области психопатологии. Существуют многие другие важные исторические вехи, знаменующие успехи психиатрии. В 1822 году А. Бейль клинически обосновал выделение прогрессивного паралича как самостоятельного заболевания, что послужило стимулом развития нозологического направления. То же можно сказать по поводу описанного в 1896 году Э. Крепелином «раннего слабоумия», выделения Э. Блейлером в 1911 году «группы шизофрений» и др. Кто является выдающимися представителями отечественной психиатрии?
Иван Михайлович Балинский
Владимир Михайлович Бехтерев
Сергей Сергеевич Корсаков
Николай Николаевич Баженов
Василий Алексеевич Гиляровский
Андрей Владимирович Снежневский
2. Каково современное состояние отечественной клинической психиатрии?
Несомненным достижением отечественной психиатрии в советский период было создание единой доступной системы психиатрической помощи, включавшей организованную по территориальному принципу сеть амбулаторных учреждений (диспансеры), полустационарных и больничных видов помощи. В 70—80-е годы в стране был разработан научно обоснованный клинический подход к реабилитации психически больных, который позволил создать школы комплексной реабилитации, в отдельных регионах — промышленной и сельскохозяйственной реабилитации (Калуга, Томск, Москва и др.)
3. Каково современное состояние мировой клинической психиатрии?
США. Деинституционализация проводилась значительно позднее, нежели в европейских странах, и отличалась рядом особенностей. Изменения в системе психиатрической помощи происходили в направлении развития амбулаторных центров психического здоровья, создания территориальных центров психического здоровья, развития полустационарных видов помощи, открытия психиатрических отделений в составе соматических больниц, организации различных форм «защищенного жилья». Основной вывод, к которому приходили американские авторы в середине 70-х годов прошлого столетия, сводится к тому, что изменения в работе психиатрических больниц во многом определяются уровнем развития территориальных внебольничных служб. В развитии помощи в 80-е годы значительную роль сыграло общественное движение, в основном представленное организациями пользователей психиатрической помощи, объединенных в рамках национальной ассоциации потребителей психиатрической помощи (NAMI), которая имеет более 1300 филиалов. Согласно мнению некоторых авторов, негативными последствиями проведенной реформы в психиатрии является бездомность и криминализация психически больных. Раскройте организацию психиатрической помощи в России.
Помощь больным с психическими расстройствами осуществляется в стационарах (больницах) и во внебольничных учреждениях. Именно диспансеры позволяют получить наиболее надежную информацию о распространенности психических расстройств. Принцип территориального обслуживания позволяет тесно интегрировать психиатрию с другими видами медицинской помощи.
Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. При этом консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении пациента, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя. Психиатр, оказывающий консультативную помошь, должен сообщить пациенту, что он специалист в области психиатрии. Лицо, поведение которого дает основание подозревать у него наличие выраженных психических расстройств, что может проявляться в его беспомощности, непосредственной опасности для него самого или окружающих и т.д., может быть освидетельствовано без его согласия и согласия его родственников. В других случаях для проведения психиатрического обследования необходимо согласие суда по месту жительства больного, куда предварительно направляется обоснованное медицинское заключение.
4. Объясните необходимость профилактики психических расстройств.
Профилактические меры необходимо применять по отношению ко всем известным заболеваниям. Психические расстройства – не исключение. Душевное здоровье, так же, как и физическое, является основной составляющей общего самочувствия человека, поэтому так важно поддерживать его стабильность.
Степень социальной реализованности напрямую влияет на состояние психики. Способность адаптироваться в трудных условиях и адекватно реагировать на стрессовые ситуации свидетельствует о крепком психическом здоровье человека.
5. Назовите основные клинические проявления отдельных форм психических расстройств.
Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:
1. Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
2. Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
3. Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
6. Раскройте основные синдромы психических расстройств.
Синдром является не только основой для диагностики в современной психиатрии, его выявление служит для прогноза и лечения психического расстройства.
Психоорганический синдром. Развивается в результате органического поражения головного мозга при травмах, атеросклерозе сосудов мозга, интоксикациях (отравлениях), опухолевых процессах в мозге. Синдром складывается из нарушений памяти (нарушение запоминания, рассеянность, выпадение воспоминаний недавнего прошлого), ослабления понимания (слабость суждения, персеверации), аффективной лабильности и недержания аффекта (повышенная раздражительность, вплоть до внезапных вспышек гнева, с возможными агрессивными действиями, или напротив, благодушие, эйфория). Возможны отдельные бредовые идеи малого размаха, направленные, как правило, на ближайшее окружение, родных, соседей, сослуживцев, систематизированные, но примитивные, как правило, связанные с ущербом (украли ботинки), преследованием (подслушивает соседка). Возможны галлюцинации, обычно слуховые, вербальные. Как правило, очень трудно по клиническим проявлениям достоверно указать локализацию очага поражения.
Припадки. Припадки - это внезапно возникающие, краткие состояния, протекающие с утратой сознания с судорожными или другими непроизвольными движениями. Существует большое разнообразие среди припадков, но классическим примером является большой эпилептический припадок. Припадку предшествует продром (предболезненное состояние) в виде головной боли, недомогания, вялости, снижения работоспособности. Он длится несколько часов. Припадок начинается с ауры - галлюцинаций, дереализации с нарушением схемы тела и формы окружающих предметов, вегетативных расстройств (пот, покраснение кожи, сердцебиение, сухость во рту), длящейся несколько секунд (см. выше в истории болезни А.). Затем больной теряет сознание, происходит тоническое сокращение всех мышц, больной падает, испуская громкий крик. Часто при падении больной может получить травмы. Затем следует период тонических судорог: вытягиваются конечности, сжимаются челюсти, прикусывается язык, приостанавливается дыхание. Раскройте правила проведения беседы с больными различного профиля.
При клинико-психопатологическом методе исследования основной диагностической техникой или способом выявления болезненных проявлений являются расспрос и наблюдение в их неразрывном единстве. Возможны варианты, когда из-за состояния больного расспрос и беседа практически невозможны. В таких случаях, исследуя статус психически больного, врач вынужден ограничиться преимущественно наблюдением.
Беседу с больным рекомендуется начинать с общепринятых вопросов о самочувствии, которые помогут установить доверительные взаимоотношения с больным и дадут врачу возможность сориентироваться в направлении, по которому следует вести исследование. В процессе дальнейшей, целенаправленной беседы, необходимо определить максимальный уровень нарушения психической деятельности у исследуемого больного, чтобы потом в этом диапазоне выяснить детали индивидуальных особенностей психопатологических проявлений, которые будут иметь дифференциально-диагностическое значение.
7. Раскройте правила проведения беседы с родственниками больных различного профиля.
Правильное поведение при общении с родственниками пациента включает следующие моменты:
Общение с родственниками больного должно восприниматься персоналом как необходимая и неотъемлемая часть работы;
Перед общением с родственниками больного необходимо подготовиться: заранее договориться и предварительно уточнить дату и время беседы, если необходимо, заранее согласовать детали предстоящего разговора (например, при необходимости какого-либо содействия родственников в организации оказания помощи и ухода за пациентом, оказание помощи в транспортировке, если диагностировано серьезное состояние или заболевание, представляющее угрозу жизни пациента);
Предварительно подготовить место разговора (рабочее место), необходимые документы;
Особое внимание следует уделить моральной и психологической подготовке, четко определиться со стилем и темами беседы;
Необходимо быть полностью осведомленным и владеть достоверной и исчерпывающей информацией относительно состояния пациента на беседы;
Перед назначением разговора с родственниками обязательно нужно получить согласие от больного на проведение беседы с родственниками относительно его диагноза и состояния здоровья (если больной в ясном сознании, адекватен и дееспособен, нужно у него уточнить, какому из родственников он согласен разглашать информацию о своем заболевании, а также в каком объеме);
8. Каковы особенности беседы с психическим больным?
Психически больной человек не совсем адекватно воспринимает действительность и имеет отклонения в поведении. Общение с такими людьми также может отклоняться от существующих норм. Главное при этом помнить, что человек не просто ведет себя ненормально, он является больным. Люди с отклонением в психики могут быть абсолютно безобидными или же, наоборот, агрессивными, но все требуют к себе особого отношения.
Говорить с больным человеком медленно, нараспев. При первой же возможности постараться удалиться на безопасное расстояние.
При тяжелых психических заболеваниях, сопровождающихся бредом и галлюцинациями, важно завоевать доверие собеседника, поэтому абсолютно недопустимо оспаривать бредовые идеи пациента. Важно избегать формализма, е следует апеллировать к правилам и запретам, лучше попытаться выполнить все допустимые требования больного.
12. Перечислите методы сбора субъективных и объективных анамнестических сведений о психически больном.
Анамнез в психиатрии принято разделять на субъективный и объективный, хотя эти обозначения весьма условны.
Субъективный анамнез.
Сведения от самого больного собираются в процессе его опроса. Анамнез болезни сводится к выяснению, когда и какие ее признаки впервые появились, какие события этому предшествовали, как эти проявления изменялись, когда исчезали и т.д. Анамнез жизни включает воспоминания: в какой семье вырос, кто родители, как учился, какие в детском и подростковом возрасте были нарушения поведения (побеги из дома и т.д.).
Важно выяснить, было ли злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими дурманящими средствами, в каком возрасте началось, насколько интенсивным было. Существенными являются данные о том, как больной оценивает свой социальный статус — трудовой и семейный: удовлетворен ли им, чем тяготится и чего ему недостает. Представляет интерес спросить больного о тех событиях прошлой жизни, которые он сам считает самыми тяжелыми, как он их переживал, были ли суицидальные мысли и попытки. Соматический анамнез, кроме перенесенных тяжелых заболеваний, должен учитывать сведения о черепно-мозговых травмах, даже с мгновенной потерей сознания, о нейроинтоксикациях и мозговых инфекциях и склонность к аллергическим реакциям.
13. Как проводится предварительный анализ сведений о психически больном?
Первое впечатление о больном представляет собой важный этап диагностического процесса, на котором происходит включение как чувственно-образного (интуитивного), так и рационального познания болезни. В этой связи необходимо всестороннее и детальное изучение особенностей внешнего вида больного с отражением их в истории болезни. В частности, должны быть учтены: опрятность-неопрятность (общая, в одежде), безразличие к одежде – подчеркнутая аккуратность и вычурность, яркость одежды, особенности ухода за внешностью (за лицом, прической), пристрастье к украшениям, парфюмерии, а также - особенности мимики и пантомимики (адекватная, выразительная, оживленная, беспокойная, возбужденная, растерянная, вялая, заторможенная, застывшая)1, характер походки - как вошел в кабинет (охотно - неохотно, молча - в речевом возбуждении, самостоятельно, с помощью медперсонала, внесен на носилках).
14. Как используются психологические тесты в психиатрии?
Прежде всего, тестирование позволяет существенно сократить время, необходимое для диагностики, а также повышает надежность и объективность диагностической квалификации. При этом следует подчеркнуть, что само по себе тестирование автоматически не устанавливает диагноз психического расстройства. Однако оно дает возможность специалисту оценить широту и выраженность имеющихся у пациента психосоциальных затруднений и нередко указывает на психологические механизмы, которые являются ответственными за возникновение симптомов.
Психологическое тестирование позволяет уточнить структуру имеющихся расстройств, что имеет большое значение для выбора наиболее адекватных методов лечения. Дело в том, что при выборе методов лечения психотерапевт принимает в расчет не только ведущие жалобы больного, но и общую оценку его состояния. Причем указанная оценка состояния нередко имеет большее значение, чем предъявляемые в данный момент жалобы. В указанном отношении психологические тесты оказывают неоценимую поддержку, поскольку сам пациент далеко не всегда может объективно оценить различные компоненты имеющегося у него расстройства.
15.Какие особенности обследования психических больных?
В психиатрии расспрос больного является важнейшим методом обследования. Большинство симптомов психических расстройств можно выявить только со слов больного. Цель расспроса - изучение состояния пациента во время обследования. Как правило, те или иные психопатологические расстройства присутствуют в состоянии пациента в виде субъективных расстройств, для их обнаружения и описания необходимы определённые знания и опыт. При расспросе врач должен понять, о каких расстройствах идёт речь, каковы их особенности, с какими психопатологическими нарушениями они связаны. В случае малой доступности пациента расстройства можно обнаружить только в результате длительно, умело и профессионально построенной беседы.
Положительный результат расспроса связан не только с профессиональными знаниями и общей эрудицией, но и с личными качествами психиатра, умеющего войти в доверие к пациенту, проявить сочувствие.
16. Опишите алгоритм оказания неотложной помощи при суицидальном поведении.
Суицидальное поведение – вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суицидальное поведение включает 3 типа суицидальных действий: завершенный суицид, суицидальные попытки, суицидальные жесты (поступки). Мысли и планы по поводу суицида описываются как суицидальная идеация.
Завершенный суицид – это суицидальное действие, которое привело к смерти.
17. Назовите генетические, биологические и социокультурные факторы возникновения аффективного расстройства.
Факторы наследственности изучаются главным образом при умеренных и тяжелых случаях аффективного расстройства — в большей степени, чем при более легких случаях (тех, к которым некоторые исследователи применяют термин «невротическая депрессия»). По данным большинства семейных исследований, у родителей, родных братьев и сестер, а также у детей лиц, страдающих тяжелой депрессией, риск возникновения аффективного расстройства равен 10–15 %, тогда как среди населения в целом этот показатель не превышает 1–2 %. Также является общепризнанным фактом, что среди родственников больных депрессией, не наблюдается повышенной заболеваемости шизофренией.
Существуют противоречивые теории относительно типа наследственной передачи, поскольку распределение частоты случаев, наблюдаемых у членов семьи, которые связаны с пробандом различной степенью родства, не соответствует в достаточной мере ни одной из основных генетических моделей. Как показывает большинство семейных исследований депрессивных расстройств, среди пораженных этими заболеваниями преобладают женщины, что дает повод предположить сцепленное с полом наследование, вероятно, доминантного гена, однако с неполной пенетрантностью.
18. Перечислите основные синдромы аффективного расстройства.
К этим синдромам относятся депрессивный и маниакальный, для которых характерна триада, состоящая из расстройств настроения, двигательных нарушений и изменения течения ассоциативных процессов.
Типичный депрессивный синдром. Депрессивный синдром характеризуется депрессивной триадой: гипотимией (подавленным, грустным, тоскливым настроением), замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Выраженность указанных расстройств различна. Диапазон гипотимических расстройств велик - от легкой подавленности, грусти, депримированности до глубокой тоски, при которой больные испытывают тяжесть в груди, боль в груди, бесперспективность, никчемность существования. Все воспринимается в мрачных красках - настоящее, будущее и прожитое. Тоска в ряде случаев воспринимается не только как душевная боль, но и как тягостное физическое ощущение в области сердца, в груди «предсердечная тоска».
Замедление в ассоциативном процессе проявляется в обеднении мышления: мыслей мало, они текут медленно, прикованы к неприятным событиям, болезни, идеям самообвинения. Никакие приятные события не могут изменить направление этих мыслей. Ответы носят односложный характер, после длительной паузы.
Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движений и речи: речь тихая, медленная, мимика скорбная, движения замедленны, однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной позе. В ряде случаев заторможенность достигает полной обездвиженности -депрессивного ступора.
Иногда двигательная заторможенность внезапно сменяется приступом возбуждения, взрывом тоски. Больной внезапно вскакивает, бьется головой об стену, царапает себе лицо, может вырвать глаз, разорвать рот, поранить себя о какой-нибудь предмет, разбить головой стекло, выброситься из окна, при этом больные истошно кричат, воют. Больного удается удержать и жить в постель, при этом у него снова наступает двигательная заторможенность.
При депрессиях часто наблюдаются суточные колебания настроения, характерные для эндогенных депрессий. В ранние утренние часы наблюдается усиление тоски и суицидальных мыслей, именно в эти часы больные наиболее опасны для себя из-за возможности совершения суицида.
Для депрессивного синдрома характерны идеи самообвинения, греховности, виновности, которые тоже могут приводить к мыслям о самоубийстве.
Депрессивный синдром обычно сопровождается вегетативными расстройствами: тахикардией, колебаниями АД с тенденцией к гипертензии, потерей аппетита, запорами, снижением массы тела, эндокринными расстройствами.
В зависимости от преобладания в структуре депрессии различных компонентов выделяют тоскливую, тревожную, апатическую депрессию и другие варианты депрессивных состояний.
При тоскливой депрессии наиболее выражены все симптомы депрессивной триады: тоскливое настроение, замедление мышления и двигательная заторможенность.
Тревожная депрессия характеризуется тягостным, мучительным ожиданием неизбежного несчастья и сопровождается однообразным речевым и двигательным возбуждением. Больные убеждены, что должно произойти что-то непоправимое, в чем они виноваты. В ряде случаев двигательное возбуждение достигает неистовства, больные мечутся, стонут, выкрикивают отдельные слова, наносят себе повреждения. Это состояние называется агитированной депрессией.
Для апатической, или адинамической, депрессии характерно ослабление всех побуждений. Больные вялы, безучастны к окружающему, безразличны к своему состоянию и положению родных, неохотно вступают в контакт, не высказывают каких-либо определенных жалоб, часто говорят, что единственное их желание, чтобы их не трогали.
21. Оцените синдром алкогольной зависимости как вид патологии влечений.
Синдром алкогольной зависимости характеризуется:
возникновением непреодолимого желания употребить спиртные напитки либо сильной потребности в его систематическом приеме;
нарушением способности контролировать количество выпитого и потерей чувства меры;
приемом алкоголя в выходные дни и среди рабочей недели, вне зависимости от социально сдерживающих факторов;
пренебрежением к поиску альтернативного отдыха и развлечений;
отсутствием понимания очевидного вреда для здоровья и продолжением употреблять алкогольные напитки (появляется желание опохмелиться);
развитием абстинентного синдрома и повышением толерантности к спиртному.
Для установки диагноза, подтверждающего наличие алкогольной зависимости, достаточно сохранения трех из перечисленных признаков на протяжении одного месяца либо в течение более короткого периода времени, но с периодическим повторением в течение года.
22. Раскройте социальные и прогностические аспекты наркомании и токсикомании.
Наркомания и токсикомания опасны для отдельного человека и для общества в целом. Ведь в отличие от обычных заболеваний, эти недуги – психофизиологические. Они разрушают как физическое, так и психическое здоровье наркомана и окружающих его людей.
Причины связаны с непосредственным социальным окружением подростка: его положением в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения
23. Разберите особенности ведения пациентов с психогенными расстройствами.
В последнее время нередко к психологу обращаются за советом люди, которые почти постоянно неважно чувствуют себя как физически, так и психологически. Они боятся обращаться к врачу, так как медицинское вмешательство им помогает мало. В подобных случаях люди обычно делают вывод о том, что их проблемы не медицинского, а скорее психологического свойства, и предпочитают в дальнейшем обращаться за помощью к психологу.
В настоящее время увеличивается риск возникновения психогенных заболеваний у людей разных возрастов, что обусловлено ускорением темпа жизни, ростом информационных нагрузок, повышенной утомляемостью в учебной и профессиональной деятельности, домашними проблемами и другими факторами.
24. Охарактеризуйте динамику течения личностного расстройства.
Психопатические личности отличаются чрезмерной чувствительностью к различным внешним воздействиям, психическому стрессу и внутренним биологическим изменениям, происходящим на протяжении жизни. Эти факторы меняют клинические проявления расстройств личности. Происходит заострение характерологических черт, временные или длительные реакции и развития личности. Такие временные изменения клинической картины психопатий называются динамикой психопатии. Это понятие ввел в психиатрию П.Б. Ганнушкин в начале 30-х гг. Динамику психопатии следует отличать от течения психического заболевания. При динамических изменениях состояния сохраняется единство строя личности, не происходит коренного изменения ее особенностей, тяжелого исхода или выздоровления. Проявления обострений остаются тесно связанными с постоянно присущими характерологическими свойствами.
Можно говорить о двух принципиально разных типах динамики психопатии. Первый связан с возрастными кризами в течение жизни индивида: подростковым и климактерическим. Изменения личности в эти периоды происходят у всех людей, психически полноценных или больных. Однако для психопатических личностей пубертатный криз, переходный возраст характеризуются большей остротой, выраженностью характерологических расстройств; климактерический - сперва заострением, затем некоторым смягчением психопатических проявлений.
25. Раскройте причины возникновения невротических расстройств.
Невротические расстройства (неврозы) – группа расстройств, представляющих собой психопатологическую реакцию на неразрешимую и непереносимую психотравмирующую ситуацию. Все невротические расстройства обратимы, однако имеют тенденцию к затяжному течению. Несмотря на отсутствие тяжелых психических нарушений, неврозы существенно ухудшают качество жизни больных, негативно влияют их эмоциональное состояние, ограничивают возможности профессиональной реализации и построения благополучных личных отношений.
В основе невроза всегда лежит запредельный стресс, обусловленный невозможностью изменить непереносимую ситуацию. При этом конкретные причины развития невротического расстройства могут существенно различаться. В одних случаях толчком для возникновения невроза становится явная острая стрессовая ситуация (например, разрыв важных отношений или потеря работы). В других - внутреннее напряжение возрастает медленно, незаметно для окружающих, и человек заболевает вроде бы без видимой причины, при кажущемся полном или почти полном социальном и личном благополучии.