Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней в частности, прописывается, что "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью".
Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они "осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории".
Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово - экономическая организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем используется понятие "опросы местного значения", под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,
Глава 1. Общая характеристика, принципы и правовой статус органов местного самоуправления
1.1 Общая характеристики и принципы местного самоуправления
В соответствии со ст. 3, 12, 32, 130 и 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя нашей страны. Местное самоуправление является необходимой и обязательной составной частью единого механизма народовластия, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральным законодателем дано легальное понятие местного самоуправления. Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиции.
Таким образом, наряду с населением муниципальных образований органы местного самоуправления призваны в пределах, установленных законодательством, решать вопросы местного значения в интересах населения с учетом конкретных исторических и иных особенностей территории. Часть 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации закрепляет право населения муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, которая формируется исходя из общих принципов организации местного самоуправления, закрепленных в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 34 названного федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют:
— представительный орган муниципального образования; — глава муниципального образования;
— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
— контрольно-счетный орган муниципального образования;
— иные органы и выборные должностные лица местного само управления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти. Принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления. Принципы местного самоуправления, отражая его сущностные признаки и черты, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Конституция РФ от 12.12.1993 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; государственная гарантия местного самоуправления.
1.2 Правовое положение органов местного самоуправления
Понятие «глава муниципального образования» впервые было введено в оборот Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный закон устанавливал самые общие положения, касающиеся определения правового статуса главы муниципального образования, поскольку должность главы муниципального образования рассматривалась как возможная, но не обязательная в структуре органов местного самоуправления. В действующем федеральном законе о местном самоуправлении глава муниципального образования определен уже как высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Особенностью правового положения указанного должностного лица является установление общего запрета на одновременное исполнение главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации, хотя есть и некоторые исключения. Конституция Российской Федерации не называет непосредственно главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного. Именно поэтому ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность замещения должности главы муниципального образования несколькими способами: — путем избрания на муниципальных выборах; — путем избрания представительным органом муниципального образования из своего состава; — путем избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Глава муниципального образования для реализации своей компетенции наделен следующими исключительными полномочиями:
— он представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями и без доверенности действует от имени муниципального образования;
— подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
— издает в пределах своих полномочий собственные правовые акты; — может требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
— обеспечивает осуществление органами местного само управления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2."Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
3.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021)
4.Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)
5.Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 07.05.2013 N 79-ФЗ (последняя редакция)
6.Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ (последняя редакция)
7.Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 07.02.2011 N 6-ФЗ (последняя редакция)
8. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
9.Бондарь, Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. - М.: Норма, 2017. - 592 c.
10.Комментарий к Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". - М.: Юстицинформ, 2018. - 176 c.
11.Местное самоуправление и муниципальное управление: моногр. . - М.: Юнити-Дана, 2017. - 400 c.
12.Н., С Тимофеев Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н. С Тимофеев. - Москва: Высшая школа, 2018. - 176 c.
13.Соловьев, С. Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации / С.Г. Соловьев. - М.: Юридический центр, 2018. - 360 c.
14. Тарханов, М. В. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации (на примере Московской области) / М.В. Тарханов. - М.: Юркомпани, 2018. - 180 c.