Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гуманизм представляет собой целостную концепцию человека как наивысшей ценности в мировом масштабе. Основным положением данной концепции является защита личностного достоинства, признание прав человека на счастье, свободу, развитие, проявление способностей.
Гуманизм – это совокупность ценностей и идей, которые утверждают значимость человеческого бытия и отдельной личности. В качестве системы ценностных ориентиров и установок гуманизм является общественным идеалом.
Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий, которая представляет воспитанника как сознательного, равноправного, активного участника учебно-воспитательного процесса, который развивается в соответствии со своими возможностями.
Каждый ребенок рождается особенным, не похожим на других. Но для получения посильного развития, достижения его максимально возможного уровня, определения своего место в жизни к нему на помощь приходят педагоги. Если природосообразная педагогика не требует приспособления к ребенку, то гуманистическая педагогика ставит ребенка в центр отношений и организует процесс так, чтобы он получил максимальное развитие.
Гуманистическую педагогику называют еще инновационной. Это инновация скорее для нашей страны. Западные системы достаточно давно начали движение в сторону гуманистической ориентации педагогики и поэтапно трансформируются в систему новых отношений педагог-ученик.
С точки зрения гуманизма цель воспитания заключается в том, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения, свободной личностью. Степень гуманизации процесса воспитания определяется тем, насколько данный процесс создает возможности для самореализации личности, раскрытия природных задатков, формирования
1.Возникновение и развитие гуманистического подхода в педагогике
Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) как актуальное измерение личностного развития, развития общества, как универсальное социокультурное проявление человечности, как философская основа педагогики - явление неоднозначное.
Важнейшей сущностью гуманистической педагогики рационально-этического уровня становятся такие факторы гуманных отношений между учителем и учащимися, как уважение человеческого достоинства, признание прав, индивидуального своеобразия каждого ученика, ориентация на его активную (субъектную) позицию в противовес автократизму, авторитаризму - недоверие к ученику, игнорирование его индивидуальных особенностей, требование покорности, ориентация на пассивную (объектную) позицию - Н.Б. Ромаева, Е.Н. Шиянов. Ученые определяют рационально-этический тип гуманизма как универсальный, предвестниками которого в отечественной педагогике были сначала абстрактный гуманизм (с уклоном в теоретические вопросы), позже - гуманизм практический (упор на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания).
Л.В. Романюк подчеркивает динамику гуманистических традиций в отечественной педагогике (в частности, на рубеже XIX-XX вв.), их прогностическое значение в области развития современного образования, способность генерировать отечественный и зарубежный опыт.
Наряду с этим весь XX в. в европейской культуре, включая российскую, теснейшим образом связан с экзистенциальной проблематикой, вопросами жизни и смерти, свободы, ответственности, общения, смысла жизни, одиночества, творчества (Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Ж.П. Сартр, В. Франкл, К. Ясперс и др.). Таким образом, становится очевидным социокультурный запрос на полимерность, многогранность гуманизма как мировоззрения, как системы отношений. Для гуманистической светской педагогической парадигмы, на наш взгляд, сегодня актуальна такая характеристика гуманизма, как рационально-этико-экзистенциальный. Опираясь на данное положение, мы рассматриваем гуманистическую сущность педагогики сквозь призму феномена смысложизненных ориентаций личности
Базисом гуманистической светской педагогической парадигмы является аксиология, презентующая жизненно важную и необходимую для ученика, воспитанника, общества систему ценностей, благодаря которой в условиях антропологического кризиса, концепций «смерти человека», социальной деструкции (Т Адорно, М. Хоркхаймер и др.) откроются реальные перспективы «выяснения природы, сущности человека в аспекте его ценности, смысла его жизни, гуманистических принципов в контексте новой реальности, вызванной техногенной цивилизацией» (Ф.В. Цанн-кай-си).
Рассмотрим во временной ретроспективе педагогические условия, способствующие формированию гуманистической позиции школьника, его родителей, учителя. Так, Я.А. Коменский научно обосновал общие положения теории духовно-нравственного становления ученика в условиях организованного обучения, ответственности учителя за уровень обученности школьников, роли семьи в образовательном процессе, ее заинтересованных контактах со школой. Сама школа определялась им как «мастерская трудолюбия», истинной человечности, где «необходимо развивать, выяснять, что (ребенок) имеет заложенного в себе».
Педагогические идеи Я.А. Коменского опирались на пансофизм - обобщенные цивилизационные знания, донесенные через школу на родном языке до каждого человека, что должно помочь установлению мира между народами. Коменским были введены следующие принципы образования: научности, природосообразности, последовательности и систематичности, доступности, прочности, сознательности и активности, наглядности, самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира, связи теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей