Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…… 3
Часть I. Теоретические основы проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью ………………………………………….... 4
1.1. Характеристика сказочного жанра в живописи В. М. Васнецова ……... 4
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….….. 7
1.3. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью ……………………………………………………………………... 10
Часть II. Практическая ……………………………………………………….... 15
2.1. Конспект занятия по ознакомлению детей 6-7 лет со сказочным жанром в живописи В.М. Васнецова …………………………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………….………….. 20
Литература ……………………………………………………………..………. 21
Приложение …………………………………………………………………… 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественное образование и воспитание посредством искусства – неотъемлемая часть современного образования. Только тот человек, которого с детства не приобщали к искусству, может остаться к нему равнодушным. Духовное становление человека, включая эстетическое, начинается с дошкольного детства. На сегодняшний день, многие исследования показывают, что в области художественного-эстетического развития происходит трансформация многих культурно-нравственных ценностей. И необходимость формирования адекватного художественного восприятия становится важнейшей частью сохранения развивающейся личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особо указывается на актуальность развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Цель настоящей работы – изучить особенности сказочного жанра в
Задачи:
1) охарактеризовать сказочный жанр в живописи В. М. Васнецова;
2) выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью;
4) разработать занятие по знакомству старших дошкольников с живописью В. М. Васнецова.
Часть I. Теоретические основы проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.1. Характеристика сказочного жанра в живописи В. М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из самых известных русских художников XIX века. Его называли «настоящим героем русской живописи». Но он первый из художников обратился к былинным сюжетам. Именно этот Васнецов, автор «Алёнушки», «Иван Творец на Сером волке», который на протяжении многих лет широко воспроизводился в огромных изданиях, вошел в массовое сознание.
Охарактеризовать живопись В. М. Васнецова невозможно без небольшого экскурса в его биографию.
Заключение
Изучение проблемы развития художественного восприятия дошкольников в психолого-педагогической литературе позволяет сделать вывод о том, что восприятие живописи является неотъемлемой частью эстетического восприятия детей.
Выразительные средства живописи: теплые и холодные тона, контраст цветов, нюансы и т. д., с использованием необычных художественных материалов и техник: витраж, мозаика и т. д. активизируют процесс восприятия. Картины, основанные на сказках и былинах, подчиняются тематическим изображениям, которые показывают взаимосвязанность событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда детализирован, подчеркнут или построен по размеру, цвету или изображениям. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.
В рамках настоящей контрольной работы охарактеризован сказочный жанр в живописи В. М. Васнецова; выявлены особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста; рассмотрены методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью; разработать занятие по знакомству старших дошкольников с живописью В. М. Васнецова.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С.24-42.
2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО. – М.: Академия, 2010.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду» изд. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000.
5. Минюрова С.А. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Психологический центр, 2007.
6. Сакулина Н.П. Художественное воспитание в детском саду. – М., 1954. – С.3-25, 106-137.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Издательство Академии пед. наук, Москва, 1961.
9. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. – 1985. - №3. – С.52.
10. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1993.