Фрагмент для ознакомления
1
Теоретическая часть…………………………………………………………….3
Этапы становления психологии как науки……………………………………3
Этапы становления педагогики как науки…………………………………….4
Основные источники научного психолого-педагогического знания. ………5
Определение предмета изучения психологии………………………………...6
Определение предмета изучения педагогики. ………………………………..7
Взаимосвязь двух наук. ………………………………………………………...8
Их место в системе наук………………………………………………………..9
Практическая часть ……………………………………………………………12
Список литерату-ры…………………………………………………………….14
Фрагмент для ознакомления
2
Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-века. Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребно-стей.
Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возник-ла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоя-тельной наукой.
Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основа-телем которых был В.Вундт (1832-1920).
В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:
I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии бы-ло дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непо-средственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Этапы становления педагогики как науки
Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пай-дос" - ребенок и "gоgоs - аго" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педаго-гами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагоги-ка". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.
В истории развития педагогической науки можно выделить три ос-новных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:
I этап, донаучный, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде от-дельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, со-ставляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслени-ем эмпирического учебно - воспитательного опыта в философских тракта-тах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.
II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспи-тания и образования при доминирующей роли теории обучения; накопле-нием фактического материала и опыта педагогической деятельности; выде-лением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических зна-ний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свиде-тельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности про-цессов воспитания и обучения отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование", возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.
III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется вы-соким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагоги-ческих эмпирических знаний, полученных в результате проведения много-численных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием катего-рийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных си-стем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педаго-гики как научной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кравченко, А.И. http://library.sutd.ru/cgibin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=KNIGI&P21DBN=KNIGI&S21STN= 1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0& S21P03=M=&S21STR= Психология и педагогика: учебник / А. И. Кравченко - М.: Проспект, 2009. - 400 с. Количество экземпляров в библиотеке: 20.
2. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2013. Режим до-ступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/maklakov/0/j14.html.
3. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Интернет-ресурсы
1. https://www.studmed.ru/view/voroncov-av-osnovy-psihologo-pedagogicheskih-znaniy_06917a36c3f.html
2. https://ur-consul.ru/Bibli/Pyedagogichyeskaya-psikhologiya-konspyekt-lyektsiyi.html
3. https://wikichi.ru/wiki/Educational_psychology