Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Электронное правительство становится одной из важнейших основ современного общества. Она играет важную роль в социальном, экономическом, социальном и политическом развитии страны. Информационно - коммуникационные технологии полностью изменили то, как мы живем, чувствуем и действуем. Это помогает в познании видения прекрасного правительства. Заметила, что правительства развивающихся стран пытаются предложить гражданам решения, основанные на элементах информационных технологий и коммуникаций. Таким образом, ИКТ внесли ряд улучшений в государственные услуги, например, голосование в режиме онлайн по продлению водительских прав, регистрация избирателей, а также другие.
Электронное правительство раскрывает использование информационно-коммуникационных технологий с точки зрения обеспечения наилучшего взаимодействия между правительством и ИТ-персоналом, людьми, организациями, некоммерческими организациями, а также другими компаниями посредством развития получения доступа к правительственной информации, продуктам и услугам и их предоставления. Front Office, безусловно, является интерактивным объединением с людьми, чтобы получить доступ к услугам, а также получить необходимую информацию через правительство. Он должен обеспечивать простую в использовании среду для людей и представлять собой связующее звено между правительством и народом.
Front Office должен предоставить простую в использовании среду для людей, занимающихся проектированием и внедрением онлайн-системы электронного правительства, и служить связующим звеном между правительством и людьми. Исследование Front Office в стране состоит из двух сторон, например, онлайн-сервис и вовлечение граждан.
Цель работы – рассмотреть электронное государство на региональном уровне.
Задачи:
1. Провести аналитический обзор по построению e-government за рубежом на примере Эстонии;
2. Описать региональный сегмент электронного правительства;
3. Дать ответ на вопросы: Почему в Российской версии СМЭВ эти возможности до сих пор не реализованы? Появиться ли такая возможность в рамках комплексной интеграции информационных ресурсов в рамках создания НСУД?
4. Рассмотреть стратегию цифровой трансформации социально-экономической деятельности региона.
1. Аналитический обзор по построению e-government за рубежом на примере Эстонии
Согласно «United Nations e-government Survey 2014» Эстония входит в двадцатку мировых лидеров внедрения электронного правительства. показатель EGDI Эстонии составляет 0.8180, что позволило ей переместиться с двадцатого места в рейтинга на пятнадцатое, опередившими такие развитые страны Европы как Дания и Германия. Уже через 2 года согласно отчету «United Nations e-government Survey 2016 »Эстония остановилась на показателе 0.8334, что позволило ей подняться до 13 ступеньки в рейтинге.
Современная Эстонская стратегия развития информационного общества строится в соответствии с «i 2010: A European Information Society for growth and employment "и" i 2010 eGovernment action plan "(программа действий) утверждены правительством Эстонии, и привлекает к своей реализации все министерства, все государственные органы, государственную канцелярию, научные круги и другие организации, которые вносят свой вклад в развитие техлоголий и управления. Стоит отметить, что на развитие информационного общества Эстонии расходуется около 18,5-20,5 млн евро ежегодно, для такой маленькой страны с численностью населения 1 млн 311 тыс это огромная сумма денег.
Законодательной основой электронного управления в Эстонии служат такие документы:
1. "The Public Information Act" (РИА) (Закон о публичной информации)
2. "The Personal Data Protection Act" (PDPA) (Закон о защите личных данных);
3. "The Information Society Services Act" (Закон об информационных услуги);
4. "The Electronic Communications Act" (Закон об электронных коммуникации)
5. "Тhe Digital Signatures Act" (DSA) (Закон о цифровой подписи)
6. "Тhe Databases Act" (Закон о базах данных).
Безусловно, внедрение электронного управления, обеспечения функционирования электронного управления в стране требует законодательного основания, а затем центральная роль по электронного управления положена в стране в орган законодательной власти а именно Парламента (Riigikogu).
Что касается самого эстонского правительственного портала [http://www.eesti.ee/rus/], который был запущен в эксплуатацию в марте 2003г., то он обеспечивает единый доступ к необходимой информации и сервиса услуг. Портал состоит из двух секций: информационной (что обеспечивает практическую информацию о правах и обязанностях граждан, контакты с эстонскими властями и др.) и общественной ( "The Citizen portal »), что позволяет гражданам работать с различными национальными базами данных, заполнять форму заявления (заявления, анкеты), подписывать и отправлять документы и тому подобное. Благодаря возможности идентификации личности через национальную eID Card пользователи портала могут заполнять и подавать документы с электронной подписью, имеют доступ к закрытым для широкого общественности информационных баз, могут осуществлять различные операции с муниципальными и общегосударственными органами государственной власти (на данный момент около 60 учреждений и организаций).
Сервис, предоставляемый через портал, интегрированный с инфраструктурой обмена данных X-Road - сервиса, который предоставляет возможность связи различных правительственных баз данных между собой.
По сравнению с Эстонией, РФ обладает существенно большей территорией и количеством населения, что означает необходимость выделения значительно большего финансирования. Тем не менее, информационная поддержка государственных инициатив является обязательным условием их позитивного восприятия населением, а материальные затраты на развитие инфраструктуры будут напрасными, если государственные услуги, которые через них реализуются, будут не востребованы, поэтому особенно полезным для нашей страны есть опыт Эстонии по организации просветительской работы среди населения в сфере компьютерных и сетевых технологий, особенно среди людей старшего возраста. [8,150]
Основные субъекты развития электронного управления в Эстонии на центральном уровне. Безусловно, внедрение электронного управления, обеспечение функционирования электронного управления в стране требует законодательной базы, а затем центральная роль по электронного управления в стране принадлежит органу законодательной власти, то есть Парламента (Riigikogu) [http://www.riigikogu.ee/].
"Ministry of Economic Affairs and Communications" (Министерство экономических отношений и коммуникаций) [http: // www.mkm.ee/index.php] несет политическую ответственность за развитие и внедрение национальной информационной политики. "Department of State Information Systems" (RISO) (Департамент государственных информационных систем) [http://www.riso.ee/ et /], который осуществляет свою деятельность в рамках вищезгаданогоминистерства, играет ключевую роль в разработке и внедрении этой политики в жизнь. Кроме того, RISO ответственный за координацию и контроль государственной информационной системы.
"Estonian Informatics Centre" (RIA) (Центр информатики) [http://www.ria.ee/] является подразделением Министерства экономики и коммуникаций. Созданный для обеспечения функционирования и развития общих информационных систем эстонской администрации. Этот подразделение работает с основными компонентами эстонской национальной eGovernment-инфраструктуры, включая: государственный портал eesti.ee, систему X-Road, базовую сеть EEBone, административную систему государственной информации (RIHA), центр обмена электронных документов (DEC). CERT Estonia (Computer Emergency Response Team) также является частью Центра информатики.
Не последнюю роль в электронное управление Эстонии играет "National Audit Office" (Аудиторская палата) [http: // www. riigikontroll.ee/]. Она оценивает экономичность, эффективность, результативность деятельности публичной администрации и дает рекомендации парламента и правительства страны, помогают повысить качество государственного управления. Таким образом, "NationalAudit Office" становится двигателем реформ и обеспечивает предоставление качественного сервиса налогоплательщикам.
На региональном и местного уровнях разработкой, имплементацией и обеспечением электронной управления занимаются такие учреждения: "Ministry of Internal Affairs" (Министерство внутренних дел) проектирует муниципальную информационную систему и готовит план действий. Имплементация муниципальной информационной политики осуществляется также под руководством Министерства внутренних дел.
Поддержку осуществляют "Andmevara" (Estonian Population Register - реестр населения) [http://www.andmevara.ee/], "Estonian Informatics Centre "(RIA) и Department of State Information Systems (RISO), с функциями которых мы ознакомились ранее. Также на муниципальном уровне задействован "National Audit Office". Следует отдельно выделить "Association of Estonian Cities" (Ассоциацию эстонских городов) [http://www.ell.ee/], что представляет собой добровольный союз, основанный для того, чтобы представлять общие интересы и организовывать сотрудничество городских и сельских муниципалитетов, в том числе в сфере электронного управления. Вообще следует сказать, что система электронного управления действует децентрализованим путем, передавая максимум полномочий органам местного самоуправления. Система работает достаточно быстро, любой запрос обрабатывается в зависимости от степени сложности от 30 секунд до 2:00. Правительственный портал [http://www.eesti.ee/rus/]. Эстонский правительственный портал, запущенный в эксплуатацию в марте 2003г., Обеспечивает единый доступ к необходимой информации и сервиса (услуг). он состоит из двух секций: информационной (что обеспечивает практическую информацию о правах и обязанностях граждан, контакты с эстонскими властями и др.) и общественной ( "The Citizen portal»), что позволяет гражданам работать с различными национальными базами данных, заполнять форму заявления (заявления, анкеты), подписывать и отправлять документы и тому подобное.
Важным элементом всей информационной системы Эстонии есть EEBone (PeaTee) - широкополосная коммуникационная сеть между правительственными учреждениями. Все общегосударственные и местные органы власти имеют право, но не обязаны использовать EEBone. Ее развитие началась в 1998г. На базе backbone network ASONet, разработанной пограничной службой, таможней и полицией в 1993 г.
Использование сети финансируется централизованно из государственного бюджета и является бесплатным для клиентов. На данный момент 21 тыс. компьютеров подключены к EEBone сети и используются более 1300 общегосударственными правительственными и местными учреждениями и
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые документы
1. Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2001 N 207-р (ред. от 28.01.2002) «О проекте Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы"»
2. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»
3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"
4. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Литература
5. Бронников, И. А. Информационное общество и электронное правительство : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Бронников ; [отв. ред. Н. А. Омельченко] ; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т упр., Ин-т гос. упр. и права. - Москва : Изд-во ГУУ, 2014. - 96 с.
6. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. - Москва : Инфра-М, 2011. - 381 с.
7. Кабашов, С. Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот : термины и определения : учеб. пособие для студентов вузов / С. Ю. Кабашов. - Москва : Инфра-М, 2013. - 319 с.
8. Паршин, М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству / М. В. Паршин. - Москва : Статут, 2013. - 272 с.
9. Филатова, Л. В. Развитие государственных электронных сервисов в области правовой информации / Л. В. Филатова // Рос. юстиция. - 2012. - № 4. - С. 42-45.
10. Хасаншин, И. А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством : [монография] / И. А. Хасаншин. - Москва : Горячая линия-Телеком, 2013. - 104 с.
11. Шустова, М. С. Электронное правительство: содержательная характеристика политической системы современной России [Электронный ресурс] : диссертация ... канд. Полит. наук : 23.00.02 / М. С. Шустова. – Электрон. дан. - [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. – 177с. - Доступ из Электрон. б-ки дис. / Рос. гос. б-ка. - Режим доступа : http://diss.rsl.ru/, требуется авторизация. –Загл. с экрана.
Интернет-ресурсы
12. http://d-russia.ru/ Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru (от Digital Russia) — это единственный в России информационный ресурс, полностью посвященный государственной информатизации. Издание специализируется на новостях и аналитических материалах по темам: IT в государственном управлении, региональных и муниципальных органах власти; электронное правительство в РФ; государственная политика РФ в отношении IT; передовой отечественный и зарубежный опыт использования IT в госструктурах и для созданий электронного государства; положение России в современном IT-мире; управление Интернетом; мировой и российский IT-рынок.
13. http://www.cnews.ru/ Интернет издание о высоких технологиях. В разделе АНАЛИТИКА ежегодно публикуются детальные обзоры по разным направлениям, например, ИТ в госсекторе, ИТ в здравоохранении и др. В разделе НОВОСТИ постоянно публикуются актуальные сведения по этим же направлениям.
14. https://www.eesti.ee/rus/nachalo Портал государственных услуг Эстонии. Можно посмотреть какие услуги оказываются в настоящее время в Эстонии.
15. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева. 2003 г. – Тунис.2005 г. – https://msd.com.ua/internet-v-sisteme-mirovyx-informacionnyx-processov/vsemirnaya-vstrecha-na-vysshem-urovne-po-voprosam-informacionnogo-obshhestva/
16. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // digital.gov.ru — URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/
17. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // tadsiver.ru — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:электронное_правительство_России#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.81.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F
18. О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года // docs.cntd.ru — URL: http://docs.cntd.ru/document/5427361
19. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Режим доступа- http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
20. Портал «Электронная демократия» // dem.nso.ru — URL: http://www.dem.nso.ru/help
21. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // digital.gov.ru — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/