Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рынка основой стабильности любой организации является ее финансовая устойчивость, которая зависит от финансового состояния организации как конечного результата ее хозяйственной деятельности, возможность предприятия быстро окупить вложенные средства.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое формируется в процессе всей хозяйственной деятельности под влиянием внешних и внутренних факторов.
Одной из задач финансового анализа является предотвращение угрозы банкротства. Определенные Гражданским Кодексом Российской Федерации самостоятельность предприятий и возрастающая, в связи с этим, их ответственность перед кредиторами, акционерами, банком, работниками, вызывает необходимость уделять внимание вопросам прогнозирования возможного банкротства предприятий. С другой стороны, предприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельности своих партнеров либо своевременно использовать механизм банкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами, что приобретает значимость в современных условиях при существующей проблеме неплатежей между предприятиями.
Целью данной работы является анализ финансовой деятельности предприятия и поиск возможных мероприятий по совершенствованию анализа финансового состояния. Реализация данных целей требует рассмотрения сущности и видов финансового состояния предприятия, а также выявление структуры баланса.
Теоретический вопрос
Тема 11. Виды и этапы аналитической работы по диагностике кризисных явлений в организации
Цель, задачи экономического анализа в условиях кризиса. Методы диагностики в условиях антикризисного управления. Информационная база анализа при угрозе банкротства.
1.1. Понятие и сущность, цели и задачи диагностики кризисов в организациях
Существует множество подходов к определению понятия диагностики кризисов в организации. В рамках одного из них диагностика понимается как совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных явлений в деятельности предприятия.
Диагностику можно также трактовать следующим образом: как целенаправленную деятельность по выявлению отклонений в значениях существующих параметров системы от первоначально заданных; как некоторую оценку функционирования организации в подвижной, постоянно изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.
Некоторые исследователи выделяют в своих трудах кризисную диагностику, которая осуществляется на стадии судебного разбирательства дела о банкротстве и представляет собой исследование сформировавшегося кризисного состояния организации в целях выявления возможностей его преодоления. Кризисная диагностика решает следующие задачи, содержание которых отражает ее принадлежность к реактивному (чрезвычайному) антикризисному управлению:
• оценка масштабности кризиса; изучение причин его образования по бизнес-процессам для выделения точек разрыва жизненного цикла организации;
• выбор варианта применения наиболее эффективных процедур банкротства с точки зрения законодательства (внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение).
Достаточно любопытным также является понятие комплексной диагностики, в составе которой принято выделять следующие составляющие (этапы):
• экономическая диагностика;
• функциональная диагностика или диагностика маркетинговой деятельности;
• техническая;
• социальная;
• диагностика финансового менеджмента;
• диагностика менеджмента и организации;
• диагностика внешней среды;
• заключительная стратегическая диагностика.
Определение значения каждого из приведенных выше этапов.
Экономическая диагностика - это анализ финансового и про-изводственного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
Функциональная диагностика маркетинга на предприятии определяет состояние коммерческой и снабженческой служб компании и включает в себя следующие виды исследования:
• анализ результата коммерческой деятельности фирмы: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
• изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
• оценка средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организации ее деятельности;
• аудит методов управления и контроля, разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
• диагностика системы снабжения, включающая в себя оценку результата данного вида деятельности, анализ управления запасами, политику снабжения, аудит-методы закупок и управления запасами.
Техническая диагностика представляет собой анализ технических достижений предприятия и его производственного потенциала, который проводится по следующим направлениям:
• техническая политика;
• средства и организация работы технических служб;
• методы управления производством;
• окружение производственной функции;
• экономические аспекты использования техники и проблемы функционирования предприятия.
Социальная диагностика - изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
Диагностика функции финансового менеджмента – определение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой поли¬тики, оценка средств и организации этой функции, аудит-методов учета и управления, анализ финансовой активности
Диагностика менеджмента и организации - анализ и оценка результата работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.
Диагностика внешней среды предполагает изучение различных аспектов внешней среды, а именно экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического. Многие из данных аспектов анализировались на предыдущих этапах комплексной диагностики, поэтому в рамках реализации этого этапа результаты проведенного раннее анализа дополняются, и составляется общее подробное заключение. Раз-рабатываются также разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.
Диагностика стратегии - это заключительный этап проведения комплексной диагностики предприятия, в рамках которого устанавливается соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.
Таким образом, выделяемые в отечественной и зарубежной литературе основные виды диагностических обследований состояния предприятия определяют в общих чертах наиболее распространенные подходы к реализации данной деятельности на практике.
В общем случае целью диагностики является установление диагноза объекта исследования и заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования, а также на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать пра¬вильную и грамотную экономическую, а также политическую, социальную политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на налаживание работы всех составных элементов системы, и способов их реализации. В этом смысле достаточно очевидным является факт невозможности осуществления управления на любом хозяйственном уровне, не имея четкого представления о его состоянии. При этом задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими зада¬чами – прогнозом дальнейшего развития и анализом происхождения выявленных отклонений в деятельности предприятия.
В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше осознать его текущее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оце¬нить альтернативы