Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества роль информации и коммуникаций во всех сферах человеческой деятельности постоянно растет. Это обусловлено изменениями социально-экономического характера, новейшими достижениями научно-технического прогресса и многими другими факторами. Коммуникации имеют важнейшей значение для эффективной деятельности организаций, являясь ключевой проблемой управления. Эффективным руководителем считается тот, кто грамотно управляет коммуникационными процессами как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.
Развитие современного общества невозможно представить без постоянного обмена информацией, информационные потоки ежедневно окутывают все сферы деятельности любой организации. На данном этапе развития мирового сообщества роль коммуникаций постоянно возрастает. Сегодня коммуникации носят не только социальный характер, но и экономический. Это связанно с постоянным развитием научно-технического прогресса, открытием новых технологий и техник обмена информацией.
1 Классификация и понятие коммуникативных личностей
1.1 Понятие коммуникативной личности
Необходимость обращения к понятию «коммуникативная личность» во многом объясняется тем, что в условиях информационного общества и глобальной коммуникации возрастают роль и возможности человека. Во-первых, мы исходим из того, что коммуникативная личность предстает как результат действия социальных законов.
Подчеркивая социальную сущность человека, М.М. Бахтин отмечает, что человек, вступая во взаимодействие с другими личностями и культурами, творит себя и воздействует на других.
Во-вторых, коммуникативная личность – это продукт творческого развития этноса. Становление коммуникативной личности актуализирует решение вопроса о соотношении языка, культуры, этноса и гармонизации межэтнических отношений и направлено на удовлетворение потребностей личности в создании, восприятии и передачи информации на основе формирования у нее ценностно-смысловых отношений к себе, окружающему миру, на актуализацию культурного содержания в явлениях и предметах окружающего мира.
В-третьих, коммуникативная личность характеризуется наличием определенных мотивационных предпочтений. Именно коммуникация и язык способствуют повышению речевой ответственности, в которой умение коммуницировать преобразуется в условие становления и развития профессиональной деятельности.
1.2 Классификация коммуникативных личностей
Поведенческий план любой коммуникативной личности определяется набором специально-отобранных или ненамеренных характеристик речи, а также паралингвистических параметров общения.
Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный.
Мотивационный параметр определяется потребностью коммуникации. Если нет потребности, то отсутствует и коммуникация.
Когнитивный параметр подразумевает знание коммуникативных кодов, умение осуществлять рефлексию и саморефлексию, то есть анализ и самоанализ, способность адекватной оценки партнера по коммуникации, а также всевозможные мифы и предрассудки, стереотипы и верования.
Функциональный параметр обусловлен владением вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций.
Опытный коммуникатор или переговорщик, или специалист в сфере связей с общественностью должен постоянно сознательно направлять внимание на процесс общения, корректировать его ход, направлять в нужное русло. Один из параметров, который всегда должен быть на контроле у коммуникатора – это тип собеседника, потому что в зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу.
Доминантный коммуникант всегда стремится завладеть инициативой, не терпит, когда его перебивают. Бывает резок, насмешлив, старается говорить громче, чем другие. Для нейтрализации доминирования со стороны такого коммуниканта бесполезно использовать его же приемы, лучше принять стратегию «речевого изматывания», то есть вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы и просьбы.
Мобильный коммуникант легко вступает в контакт, свободно вступает в разговор, быстро переходит с темы на тему. При этом часто говорит много, интересно и с удовольствием. Такой коммуникант не теряется в незнакомой ситуации общения, быстро находит выход из положения. В интересах своей коммуникативной цели иногда следует возвращать его к нужному вопросу, потому что иначе разговор может перейти на сторонние темы
Ригидный коммуникант испытывает трудности на стадии установления контакта с собеседником, справившись же с задачей в процессе общения проявляет себя как четкий и логичный партнер общения. При разговоре с таким коммуникантом рекомендуется использовать стратегию постепенного подведения партнера к теме. Следует начинать со вступительной части «о делах», «о погоде», то есть использовать фатическое общение.
2 Виды и стили коммуникации
2.1 Стили коммуникации
Существует несколько видов обратной связи:
1. Обоснованная.
2. Необоснованная.
3. Неясная.
Обратная связь (от англ. feedback - «фид-бэк» - обратное питание) в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.
Мы часто воспринимаем обратную связь негативно, не думая о том, что эффективная обратная связь расширит понимание и станет инструментом для достижения позитивного результата общения. Помните, что обратная связь может мотивировать к более открытому общению и улучшить нашу работу по многим показателям.
Чтобы обратная связь стала конструктивной, она должна быть конкретной, ориентированной на будущее, но при этом оставлять свободу выбора. Эффективную обратную связь характеризуют два ключевых аспекта:
1. Перенаправление определяет рабочее поведение, которое не способствует достижению организационных целей, но направляет сотрудника для выбора им альтернативных стратегий.
2. Закрепление определяет рабочее поведение, которое соответствует организационным целям и мотивирует сотрудников развивать и углублять данную стратегию.
Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия.
2.2 Основные виды коммуникации
Коммуникация – это процесс передачи сведений и обмена информацией между двумя людьми или небольшой группы людей.
Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией, происходящий между двумя людьми или группой. В любой организации эффективность работы во многом зависит от того, насколько персонал осведомлен в том или ином вопросе. Важное место в менеджменте занимает момент делегирования обязанностей и полномочий, при этом также основную роль играет общение.
Рассмотрим виды коммуникаций. В менеджменте их подразделяют на внутренние и внешние.
К первому виду можно отнести коммуникации, которые происходят между подразделениями, отдельными работниками организации. Обычно подобное общение происходит в связи с координацией действий внутри предприятия.
Внешние коммуникации.
Внешние коммуникации возникают при контакте организации с внешней средой. К ним относят: общение с потребителями, с государственными структурами, с общественностью. По иерархической организации виды коммуникаций можно подразделить на горизонтальные, вертикальные и диагональные.
К горизонтальным относят обмен информацией между работниками. Данные коммуникации важны для координирования действий людей, занимающихся одним производственным процессом. В этом случае рабочие чаще всего имеют общего менеджера, директора. Горизонтальные коммуникации помогают в оптимальном распределении ресурсов, в сбыте товаров и т.п. Они также позволяют установить равноправные связи между всеми подразделениями одного уровня.
Заключение
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены следующие задачи исследования:
1) изучена классификация коммуникативных личностей;
2) рассмотрены основные виды коммуникации;
3) проанализирована классификация стилей коммуникации.
Перспективным представляется изучение коммуникативной личности в сфере управления, и это объясняется активизацией интереса современной лингвистики к профессиональной коммуникации и языковой личности профессионала.
Коммуникативная личность представляет собой деятельного человека, обладающего коммуникативной компетенцией, который умеет формировать индивидуальные коммуникативные тактики и стратегии. Изучение коммуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологической, психологической и лингвистической («языковая личность»). С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация: учебное пособие / Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2008. - 160 с.
2. Бражникова Г.Н. Некоторые проблемы коммуникационной составляющей процесса управления в организации / Г.Н. Бражникова// Инновации в науке.- 2012.- №13-2. – С.5-11.
3. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / А.А. Брудный. М.: Инфра-М, 2007. - 220 с.
4. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 489-491.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. – 240 с. 24.
6. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 142 с.
7. Дейнека А.В. Управление персоналом. Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 292 с.
8. Кибанов А.Я. (ред.) Управление персоналом организации. Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с
9. Копейкин Г.К. Организация труда персонала. Учебное пособие / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.К. Потемкина. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 96 с.
10. Логунова И.В. Коммуникационные технологии в управлении.- Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010.- 83 с.
11. Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации / Н.А. Морозова // Вестн. Воронеж.ун-та. Серия Экономика и управление. –Воронеж, 2010. -№2. – С.173- 180
12. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М. : Рефл-бук, Ваклер, 2010. – С. 34.
13. Суровцева Е.С. Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями / Е.С. Суровцева // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия Гуманитарные науки.- Тамбов, 2008.-№2. – С.125-128.
14. Фахрутдинова А.З. Коммуникации в управлении. Учебное пособие по специальности «ГМУ». — Новосибирск: СибАГС, 2008. — 140 с.
Шаталова Н.И., Галкин А.Г. и др. Управление персоналом на производстве. Учебник. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. — 557 с.
15. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений государства и общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2015 г. – 33 с.
16. Афанасьева Ольга Юрьевна. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26486366&
17. Виды коммуникаций и их характеристика. - http://coolbtool.ru/library/upravlenie-i-kommunikatsii/vidy-kommunikatsiy-i-ikh-kharakteristika.html
18. Виды коммуникаций в организации. Классификация коммуникаций. - http://rggusf.ru/organizatsionnoe/vidi-kommunikats.html
19. Процесс коммуникации в организации. - http://www.markadvice.ru/lman-409.html
20. Процесс коммуникаций и эффективность управления. - http://managmen.blogspot.nl/2013/01/blog-post_13.html
21. Эффективная обратная связь и стили коммуникации. - https://www.pro-personal.ru/article/382049-effektivnaya-obratnaya-svyaz-i-stili-kommunikatsii