Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к Гос. экзаменам
7. Логика научного педагогического исследования. Научный аппарат и методы научного исследования, их характеристика.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т. е. логикой исследования, которое должно привести к истинным результатам. Организация и проведение исследования зависит от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий. Это может выглядеть следующим образом:
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности. 2. Формулирование темы исследования.3. Формирование методологического аппарата: выбор объекта и предмета, формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.4. Выбор методов исследования. 5. Построение гипотезы исследования. 6 Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) в целях установления исходного состояния предмета исследования. 7 Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента с целью коррекции, развития, совершенствования объекта. 8 Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 9 Апробация исследования и выработка практических рекомендаций. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой.
Категориальный аппарат и методы научного исследования, их характеристика.
Актуальность – это важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. (Почему эту проблему нужно изучать именно сегодня?).
Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования.
Объект исл. наз. явления или процессы, выбранные для исследования. (Что рассматривается?)
Предмет исл.- являются аспекты или условия (внешние или внутренние факторы), в которых рассматривается объект.
Цель исл. называют научный результат, который предполагается получить в результате исследования. (Какой результат предполагается получить?) Задачи – это промежуточные цели, выполнение которых приведет к достижению общей.
Гипотеза – это научно предположение о том, какими путями, методами и средствами можно достичь главной цели. Гипотеза требует специального доказательства для своего окончательного утверждения или опровержения.
8. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» о структуре современной системы образования. Уровни общего образования. Системы дополнительного и непрерывного образования. Типы общеобразовательных организаций.
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.