Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЯ:
1. Каково полное точное название пьесы? Обратите внимание на жанровую характеристику в подзаголовке. Определяет ли она жанровое своеобразие пьесы? Найдите в «Гамлете» жанровые черты трагедии и хроники. Проследите, как они взаимодействуют.
Пьеса — «Гамлет» как ни странно, именно она стала самым известным и популярным творением Шекспира. Ее полное название — «Трагедия о Гамлете, принце Датском».
В названиях, подзаголовках, Прологах, Посвящениях содержались жанровые характеристики, которые давали произведениям их авторы и издатели. Слова «Трагическая история», стоящие в названии «Гамлета», указывают на то, что в пьесе сочетаются черты двух жанров — трагедии и исторической пьесы, или хроники. Отличия этих двух жанров продиктованы особенностями их проблематики.
В пьесе сочетаются черты двух жанров - трагедии и исторической пье¬сы, или хроники. Отличия этих двух жанров продиктованы осо-бенностями их проблематики. В хронике рассматривались проблемы государства и того, как конкретные личности оказывают влияние на его судьбу. В трагедии на первое место выходили проблемы человека, какие изменения происходят в нем при этом. В хронике на сцене погибали лишь герои, смерть которых влияла на судьбу государства. Большинство же убийств проис¬ходило за сценой. В трагедии возможно изображение смертей частных людей на сцене, злодеяния здесь носят"бытовой" характер. Они характе¬ризуют душу антигероя. О состоянии души героя (Гамлет) в хрониках (его раскаянии или му¬ках совести) можно судить по характеру его сна. Его преследует бессонница, он кричит во сне, ему снят-ся кошмары. В трагедии состояние души героя об¬рисовано через появление перед ним ведьм, призраков, духов. Автор при этом не скован стремлением к правдоподобию, шире использует художественную условность. Финалы хроник открыты, что приводит к возможности их циклизации. После гибели тирана жизнь государства продолжа¬ется. С гибелью трагического героя вместе с ним погибает весь трагический мир.
Одним из «магистральных сюжетов» трагедий английского Возрождения было испытание достоинства человека Властью, Любовью и Знанием. Английские трагедии отражали невозмож¬ность гармоничного сочетания в человеке достойного отношения к этим трем началам. Между тем, к такому их органичному соче¬танию должен был стремиться, по ренессансным представлени¬ям, доблестный человек, так как, достигнув этого, он только и мог претендовать на звание человека достойного. Испытание Вла¬стью и тайным Знанием не выдерживал Макбет, ничего не знал ни о природе истинной любви, ни о подлинном человеческом ве¬личии король Лир, а приоткрывшееся ему знание сводило его с ума, знание полуправды приводило к трагедии Отелло, поставив¬шего под удар свою веру в любовь и верность.
2. Почему только специалистам известен сюжет о датском принце Амлете, записанный Саксоном Грамматиком и Бэльфоре, тогда как шекспировский «Гамлет» известен всему миру?
3. Что вам известно о пьесах Т. Кида? В чем их отличие от шекспировских пьес? Каково было отношение в елизаветинской Англии к кровной мести (см. Захаров В. Об историческом фоне английской «трагедии мести» на рубеже ХУ1 – ХУП веков. //Шекспировские чтения. 1976. – М., 1977. – С. 97–103. – Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/zaharov-tragediya-mesti.htm). Докажите, что «Гамлет» - это напластование усилий многих драматургов.
4. Какие слова во 2 сцене первого акта определяют суть отношений Гамлета с миром? Проанализируйте первый монолог Гамлета. Есть ли в его высказываниях противоречия? Взаимоисключают ли они друг друга? Почему и то, и другое высказывание правомерно в устах Гамлета?
Проанализируйте монолог Гамлета «Быть или не быть».
5. В чем состоят особенности композиции «Гамлета»? Какие события пьесы произошли до начала ее действия? Чем подобное построение способствует созданию многозначно звучащего текста? Какие три персонажа разрешают каждый для себя и каждый по-своему одну и ту же проблему – мести за отца?
6. Что отличает Гамлета от других центральных героев великих трагедий Шекспира? Как он проявляется во взаимодействии мысли и поступков? Леди Макбет уговаривала Макбета не рассуждать о своих поступках, чтобы не сойти с ума, и сам М7. «Гамлета» называют трагедией вопросов. С какого вопроса начинается пьеса? Кто его задает, и что за ним кроется? Выделите в пьесе все вопросы и прокомментируйте их.
7. «Гамлета» называют трагедией вопросов. С какого вопроса начинается пьеса? Кто его задает, и что за ним кроется? Выделите в пьесе все вопросы и прокомментируйте их.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Шекспир У. Гамлет (любое издание). – Режим доступа: http://www.lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt_with-big-pictures.html
2. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961 (о понимании Шекспиром трагического). – Режим доступа: https://readli.net/chitat-online/?b=423026&pg=1
3. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1971. – Режим доступа: http://william-shakespeare.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml
4. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., 1986. – Режим доступа: http://www.w-shakespeare.ru/library/tragediya-shekspira-gamlet.html
5. Козинцев Г.Н. Наш современник Шекспир. – М., 1961 (о понятии «гамлетизм»). – Режим доступа: http://lib.ru/SHAKESPEARE/kozincew.txt
6. Бояджиев М. Этот вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. – Л., 1973. - С. 386-415 («Трагедия сознания»).
7. Чернов А. Заметки о "Гамлете". "Гамлет". Поэтика загадок. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/chernov-gamlet-poetika-zagadok/index.htm
8. Морозов М. ШЕКСПИР. XIX. "ГАМЛЕТ" // Морозов М.: Шекспир. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/morozov-shekspir/index.htm
9. Луков В.А., Захаров Н.В., Гайдин Б.Н.: Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gamlet-lukov-zaharov-gajdin/index.htm
10. Игорь Фролов. Уравнение Шекспира, или “Гамлет”, которого мы не читали. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/frolov-uravnenie-shekspira/index.htm