Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие
Тема «Управленческая культура и имидж руководителя образовательной организации»
Практические задания и контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность понятия «управленческая культура руководителя образовательной организации». Выделите ее составляющие – представьте в виде схемы.
Управленческая культура руководителя образовательной организации - это мера и метод творческой самореализации личности руководителя в различных видах управленческой деятельности, направленной на овладение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении организацией. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя формируется совокупностью управленческих и педагогических ценностей, которые имеют значение и значимость в управлении современными образовательными организациями. В ходе управленческой деятельности руководитель усваивает новые теории и концепции управления, приобретает навыки и умения, и в зависимости от степени их применения на практике они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Технологические компоненты управленческой культуры включают методы и приемы управления учебным процессом. Методы управления предполагают решение конкретных учебных задач. Решения этих задач основаны на навыках директора в области анализа и планирования преподавания, организации, контроля и регулирования учебного процесса. Уровень управленческой культуры руководителя-менеджера зависит от уровня владения приемами и методами решения этих видов задач.
Личностный и творческий компоненты управленческой культуры руководителя показывают, что управление системой обучения является творческим актом. При всем алгоритмическом управлении деятельность руководителя носит творческий характер. Овладев ценностями и методами управления, руководитель преобразует и интерпретирует их в зависимости как от личностных своих характеристик, так и от характеристик объекта управления. Понятно, что управление системой обучения - это применение и реализация индивидуальных способностей. В управленческой деятельности руководитель образовательной организации самореализуется как личность, как лидер, организатор, воспитатель.
Эффективность управленческой деятельности руководителя во многом зависит от целесообразности и ясности распределения прав и обязанностей. По мере необходимости ответственное лицо проводит учебные или деловые встречи, проводит встречи в определенные дни, заседания педсоветов т.д.
2. По вашему мнению, что значит - лидер в образовании? Перечислите лидеров образования, известных Вам.
Одним из самых необходимых качеств является лидерство. Чтобы успешно осуществлять управленческие функции руководитель должен уметь вести за
собой людей, проявить себя лидером. Лидерство может быть формальным (т.е. обусловленным руководящей должностью), или неформальным (т.е. авторитет, основанный на профессиональных и личностных качествах).
Высокоразвитая управленческая культура позволяет руководителю сочетать
формальное лидерство с признанием окружающих.
Отечественный теоретик менеджмента И.Д. Ладанов выделяет четыре модели восприятия такого лидера окружающими.
1. «Один из нас». Образ жизни лидера идентичен образу жизни членов группы. Лидер радуется и страдает, жизнь заставляет его переживать и испытывать трудности.
2. «Лучший из нас». Лидер является примером для всей группы и как человек и как профессионал.
3. «Воплощение добродетелей». Лидер – высокоморальный человек. Он разделяет нравственные ценности группы и готов их отстаивать.
4. «Оправдание ожиданий». В любой обстановке лидер сохраняет свою линию поведения: он верен слову, не изменяет групповым ценностям, не отклоняется от курса.
Лидер должен обладать следующими качествами:
- честность – полная ясность по поводу соблюдения норм общечеловеческой морали. Лидер тот, с кем каждый готов пойти в разведку;
- интеллект – быстрота и гибкость ума, способность к анализу и прогнозированию, любознательность, умение владеть речью;
- способность к пониманию людей – умение встать на точку зрения другого человека, умение видеть в другом человеке личность;
- устойчивость взглядов – адекватная реакция на ситуацию, контроль над эмоциями, постоянство действий, верность своим взглядам;
- уверенность в себе – точная самооценка своих достоинств и недостатков, умение брать на себя ответственность, настойчивость в достижении
цели;
- скромность в быту – не выставлять напоказ свое благосостояние;
- эрудированность – широта взглядов, глубина профессиональных знаний, культурная образованность, знания в области человековедения.
Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Караковский В. А.; Е. А. Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук; А.Е. Сутормин, учитель русского языка и литературы, победитель первого конкурса «Учитель года СССР»; А. В. Заруба, учитель музыки, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России − 1992», кандидат педагогических наук.
3. Что, по вашему мнению, значит «руководить без конфликтов»?
Деструктивных конфликтов, препятствующих эффективному взаимодействию и принятию решений, нужно категорически избегать.
Чтобы руководить без конфликтов (срывов), нужно научиться управлять в целенаправленном сотрудничестве с подчиненными. Эффективное управление должно предоставлять всем сотрудникам возможности для самореализации.
Необходимо направить энергию каждого сотрудника на то, чтобы получить определенный результат, приносящий пользу организации, личное и трудовое удовлетворение, а не разочарование, раздражение, интригу.
Современный менеджмент - это всегда творческий процесс, требующий постоянных новых идей, действий и готовности к модернизации и совершенствованию.
В то же время каждая ошибка руководства грозит огромными экономическими потерями, приводящими к потере персонала. В результате подчиненные не хотят раскрывать свой потенциал, не хотят работать, в коллективе возникают стрессы и конфликтные ситуации.
Одной из важнейших задач для менеджеров является соответствие компетенций и квалификации сотрудников тем функциям, которые они выполняют.
Если квалификации недостаточно - следует правильно мотивировать сотрудника, он заинтересован в ее повышении.