Фрагмент для ознакомления
2
Коррекционно-развивающая программа для детей 10-14 лет
Пояснительная записка
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера, серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. Подростки начинают замыкаться в себе, оказываются дезадаптированными в современном обществе.
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента подростков, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
Цель программы:
Создать условия для личностного роста подростков 10-14 лет, сформировать навыки уверенного (социально – адекватного и личностно - продуктивного) поведения у подростков.
Задачи программы:
1. Формирование положительной адекватной самооценки и повышение уверенности в себе.
2. Обучение навыкам саморегуляции, умений справляться с негативными эмоциями.
3. Способствовать развитию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умений разрешать конфликтные ситуации.
Категория участников:
Программа рассчитана на подростков 10-14 лет.
Состав групп:
· Оптимальная численность 10-15 человек;
· Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
Место проведения:
Свободная мастерская.
Форма проведения:
Групповые занятия.
Курс практических занятий рассчитан на 13 занятий по 1-2 часа. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
Фрагмент для ознакомления
3
Информационно-методическое обеспечение
Нормативные документы
Настоящая рабочая программа разработана и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
6. Устав МБОУ Таятской ООШ
7. Базисный учебный план МБОУ Таятская ООШ.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт;
9. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Литература
1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М:ГЕНЕЗИС, 2003
2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.:Цитадель, 1999.
4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:ФЕНИКС, 2007.
5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В.В.Петруссинского. В 4-х томах.- М.:Новая школа, 1994.
8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
Интернет - ресурсы
1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
2. Газета "Школьный психолог"
3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru