Фрагмент для ознакомления
2
1. Диагностика сформированности предпосылок к обучению детей
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базируются в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития ребенка в переходные периоды.
Д.Б. Эльконин считал, что для диагностики психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований закончившегося возрастного периода, так и начальных форм деятельности следующего периода, а также появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода.
В случае перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, с одной стороны, должны диагносцироваться сформированность игровой деятельности — ее основных структурных компонентов (использование переноса значения с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, общих познавательных мотивов, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, уровень развития общих представлений, с другой стороны — потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности.
«Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Структура учебной деятельности предполагает овладение детьми мотивационно-ориентировочным, операционным и регуляционным компонентами. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность» . Эльконин Д. Б. и его сотрудники выделили следующие параметры предпосылок учебной деятельности:
1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
2. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
3. Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному, воспринимаемому образу. В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить диагностику вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах. Для диагностики предпосылок учебной деятельности можно использовать следующие методики: Методики «Бусы», «Рисование по точкам», «Палочки и черточки», «Рисование домика лесника», «Выкладывание геометрических фигур», «Узор» - диагностика умения действовать по правилу, ориентироваться на систему требований. Методики «Домик», «Выкладывание елочки», «Рисование флажков» - диагностика умения ориентироваться на образец. Методика "Графический диктант" - диагностика уровня развития произвольности.
Эстонский психолог П.Я. Кеэс (1983) предлагает свой набор методов для установления интеллектуального аспекта подготовленности к школе, состоящий из модификации известных тестов, определяющих развитие восприятия, логического и пространственного мышления и т. д.
Подобного рода тестовые батареи могут варьировать по компактности и содержанию шкал, но они не дают ответа на вопрос, является ли результат их измерений необходимым и достаточным для вынесения суждения о готовности ребенка к школьному обучению. Полученные при таком исследовании данные, скорее всего, характеризуют психическое развитие ребенка на данный момент. Но из школьной практики известно, что нередки случаи, когда неплохо развитые дети становятся неуспевающими учениками из-за отсутствия необходимой для успешного обучения учебной мотивации. А именно на этот вопрос не дают ответа описанные выше методы определения готовности к школе, или школьной зрелости.
Необходимо заметить, что использование разнообразных методик или тестов в комплексе в качестве экспериментального материала может позволить получить совершенно иные сведения об испытуемом, нежели некоторую срезовую характеристику его психического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Годовникова, Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс / Л.В. Годовникова. - М.: Учитель, 2017. - 316 c.
2. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / М.П. Злобенко и др. - М.: Учитель, 2018. - 112 c.
3. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Уч. / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
4. Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.
5. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Белоусовой А.К., Юматовой И.И. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 256 c.
6. Стребелева Е.С. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. С. Стребелева. – М:Просвещение», 2005. – 234 с.