Фрагмент для ознакомления
2
1. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
1.1 Предметная аппликация
1.1.1 Задачи обучения
Задачи:
учить достигать выразительности аппликационного образа при работе с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);
учить самостоятельно гармонизировать цвета при составлении аппликации;
учить выражать через цвет, форму, композицию характер аппликационного образа;
учить различать, называть, группировать и составлять различные геометрические формы;
учить самостоятельно получать простейшие формы путем обрывания, вырезывания;
обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос, развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.);
упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов;
продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм, формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части;
продолжать учить технике работы с ножницами, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;
расширять словарь специальными понятиями: «обрывание», «гармония», «колорит», «соподчинение», «фактура»;
воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами.
1.1.2 Технические приемы и способы аппликации
Приемы аппликации:
сгибание;
сминание;
сложение (многократное сгибание);
выгибание;
выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых потом составляется либо фон для работы, либо отдельный образ);
обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается от лишнего фона путем многократных, аккуратных надрывов);
накручивание (с использованием какой-либо основы);
скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить многозвеньевую спираль);
надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе (или форме, заготовке);
разрезание (используется для того, чтобы получить из одного листа бумаги две части);
прорезание (получение надреза внутри листа);
вырезывание (получение с помощью ножниц любой детали, любой формы);
наклеивание (присоединение деталей к основе с помощью клея);
приклеивание (соединение деталей друг с другом с помощью клея);
заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания ее на эту щель);
присоединение (соединение деталей с помощью дополнительных материалов: глины, пластилина, воска и т.д.).
В среднем дошкольном возрасте появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания можно дать трафареты.
Детей можно учить аппликации из сухих листьев растений. В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов.
1.1.3 Тематика работ
В работах по предметной аппликации отображаются предметы и объекты окружающего мира – фрукты и овощи, грибы, животные (насекомые – стрекоза, бабочка, жук; млекопитающиеся – еж, заяц; рыбы и другие), растения (цветы), игрушки (транспорт, неваляшка и другие), дом.
Занятия по обучения резанью по прямой линии узких и широких полосок: «Билеты», «Лесенка», «Забор», «Скамейка», «Ворота», «Тележка», «Домик», «Елочка», «Снежинка», «Разноцветные цветы, звезды, флажки».
Занятия по обучению косым срезам у прямоугольников, разрезанию квадрата по диагонали: «Дом с крышей и окнами», «Лодка с парусом», «Чашка с блюдцем», «Флажок с вырезом».
1.1.4 Методы и приемы обучения
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными. Выполнение работы вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры – неваляшки – дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров – большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара. Образец бывает необходим в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом).
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.