Фрагмент для ознакомления
2
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на изучение законов окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для ребенка – главный источник получения представлений о мире. Изначально он становится исследователем, проявляя живой интерес к различного рода практической деятельности с предметами окружающего мира, в частности – к экспериментированию.
Задача, которая встает перед педагогом – в процессе экспериментирования помочь ребенку ответить не только на вопрос «как я это делаю», но и на вопросы «почему я это делаю именно так, а не иначе», «зачем я это делаю», «что хочу узнать, что получить в результате».
Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения на современном этапе развития образования. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся. Все эти факторы позволяют говорить о том, что данный подход к обучению является гибким, субъектным, направленным на интересы и индивидуальность учащегося.
Таким образом, мы можем сказать, что актуальность исследования связана с активным распространением и востребованностью данной формы работы – организации исследовательской деятельности учащегося.
Объект исследования – исследовательская деятельность учащегося.
Предмет исследования – технология организации исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание понятия «технология исследовательской деятельности».
Обосновать эффективность использования исследовательской деятельности в педагогическом процессе.
Выделить основные принципы организации исследовательской деятельности.
Исследование состоит из введения, основной части из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Технология исследовательской деятельности в цельном педагогическом процессе
Современные педагогические технологии в образовании направлены на выполнение государственных стандартов образования. Важной стороной педагогического процесса, с точки зрения этих стандартов, является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.К. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Т.К. Александрова. – СПб.: ТИД Амфора, 2005. – 261 с.
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: метод. рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 6. – С. 4-30.
3. Балл Г.А. Теория учебных задач [Текст] / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
4. Горюнова Т.А. Исследование – путь к творческой личности школьника [Текст] / Т.А. Горюнова // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 4. – С. 128-133.
5. Железовская Г.И. Творческое саморазвитие личности в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / Г.И. Железовская, Е.Н. Гудкова // Учебно-профессиональная деятельность в условиях компетентностной модели обучения. – Саратов: Наука, 2009. – С. 5-14.
6. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. – 2000. – № 3. – С. 136-138.
7. Камин А. Обучение через исследование [Текст] / А. Камин // Педагогическая техника. – 2006. – № 2. – С. 14-22.
8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Коротаева; отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 240 с.
9. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. С.В. Палецкий. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 72 с.