Фрагмент для ознакомления
2
Стандартизация в туристической деятельности является важным средством регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг.
К нормативным документам по стандартизации относят государственные стандарты Российской Федерации; правила, нормы, и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей и предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Основными нормативно-правовыми актами регулирующими деятельность института туризма являются: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300- «О защите прав потребителей».
Согласно ФЗ N 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимаются временные путешествия граждан России, иных лиц: иностранных граждан, лиц без гражданства с постоянного места жительства в различных целях: лечебно-оздоровительных, познавательны, рекреационных, профессионально-деловых и иных целях.
Стандартами туристского обслуживания представляются частью государственной системы стандартизации России, которая определяет цели и задачи стандартизации в сфере туризма и гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и также ключевые положения по международному сотрудничеству.
Объектом стандартизации выступает услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации.
Стандартизация (Standarsization) – деятельность по установлению норм,
требований (характеристик) и правил, цель которых обеспечить:
-безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, здоровья, жизни, имущества;
-безопасность хозяйственных объектов с учетом возможных рисков возникновения природных и техногенных катастроф;
- качество продукции, услуг и работ в соответствии с развитием науки, техники, и технологии;
- экономию ресурсов;
- обороноспособность и мобилизационная готовность страны;
- техническую и информационную совместимость.
Функции стандартизации:
Социальная (охранная). Обеспечение безопасности всех заинтересованных сторон;
Упорядочение. Предопределение неразумного многообразия объектов, ограничение и упрощение.
Ресурсосохраняющая. Обусловлена ограниченностью природных, материальных, энергетических и трудовых ресурсов.
Коммуникативная. Обеспечивает коммуникацию и взаимодействие специалистов торговли, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.
Информационная. Обеспечивает науку, производство и другие сферы деятельности нормативными документами.
Нормотворчества и правоприминения. Узаконивание требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта.
Цивилизующая. Устремлена к повышению качества продуктов и услуг, повышению качества жизни.
В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательный к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, Госстандартом Российской Федерации.
Как нормативный документ, cстандарт является документом, содержащим правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристической, и доступный широкому кругу потребителей.
Существуют находящиеся во взаимосвязи следующие категории стандартов:
Государственный стандарт Российской Федерации – является нормативной базой лицензирования и сертификации – ГОСТ РФ;
стандарт отрасли – ОСТ; стандарт предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций) – СТП;
стандарт общественных объединений – СТО.
При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
6. "Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 утверждены новые Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (разъяснение Прокурора Пензенской области от 23 ноября 2015 г.) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50690-2017 "Туристские услуги. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1561-ст)
7. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. N 228-ст)
8. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32612-2014 "Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. N 229-ст)
9. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32613-2014 "Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. N 230-ст)
10. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53522-2009 "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 772-ст)
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55881-2016 "Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 августа 2016 г. N 907-ст)
12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2018 "Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. N 444-ст)
13. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
14. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54602-2011 "Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 736-ст)
15. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57286-2016 "Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2016 г. N 1797-ст)
16. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
17. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
18. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
19. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
20. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58526-2019 "Контроль качества услуг детям в организациях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 645-ст)
II. Учебная и научная литература
21. Горбашко А.И. Диагностика и лечение кровопотери: Руководство для врачей / Под ред. А. И. Горбашко - Л.: Медицина, 1982. - 224 с.
Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях: учебное пособие для среднего профессионального образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 241 с. – (Профессиональное образование).
22. Родионова О. М. Медико-биологические основы безопасности: учебник для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 340 с. – (Профессиональное образование).
III. Электронно-правовые ресурсы
23. Информационно-правовая система Консультант плюс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. eaeunio.org/
24. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Росстандарт. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. rst.ru/portal gost
25. Международная организация по стандартизации. ISO. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// www.iso.org/ru/home.html
26. МЧС России. Официальный сайт. Кровотечения. Правила поведения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: (mchs.gov.ru)
27. Шаповалова В.А. Помощь при кровотечениях. 2016. №5. CYBERLENINKA: научная электронная библиотечная система. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
28. Свод правил по проектированию и строительству. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей. СП 31-102-99. [Электронный ресурс] – Режим доступа: СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей от 29 ноября 1999 - docs.cntd.ru
29. Свод правил по проектированию и строительству. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. СП 35-105-2002. [Электронный ресурс] – Режим доступа: СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения от 20 декабря 2001 - docs.cntd.ru
30. «ГОСТ Р 53998-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 579-ст) [Электронный ресурс] – Режим доступа: "ГОСТ Р 53998-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 579-ст) - КонсультантПлюс (consultant.ru)
31. Стандарт ISO 21902, «Туризм и сопутствующие услуги - Доступный туризм для всех - Требования и рекомендации». [Электронный ресурс] – Режим доступа:
32. Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова. Словарь медицинских терминов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: (pirogov-center.ru)