Фрагмент для ознакомления
2
Транспорт является неотъемлемой частью экономики, позволяющей связывать между собой регионы страны. Транспортные связи также являются основой для обеспечения внешнеэкономических связей России. Доступ компаний и населения к транспорту будет определять эффективность развития производства и социальной сферы.
По мере того, как экономика России будет развиваться, значение транспорта будет усиливаться. В связи с этим все больше возрастает роль государства в регулировании транспорта. Одним из направлений регулирования является транспортный налог.
С одной стороны, налогообложение транспортных средств необходимо для формирования доходной части региональных бюджетов. С другой стороны, транспортный налог является инструментом, позволяющим регулировать спрос и предложение на транспортные средства и осуществлять политику по защите окружающей среды от вредных выбросов. Тем самым, совершенствование механизма взимания транспортного налога как никогда актуально.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов. Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Цель – выявить особенности транспортного налога. Задачи:
исследовать правовое регулирование транспортного налога;
провести анализ динамики исчисления и уплаты транспортного налога;
определить направления совершенствования транспортного налогообложения .
Объект – транспортный налог. Предмет характеристика налогоплательщиков, объект налогообложения, особенности исчисления и уплаты транспортного налога.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
1. Правовое регулирование транспортного налога
Налогообложение транспортных средств существовало в том или ином виде еще с начала 20 века. За вековую историю транспортный налог периодически кардинально менялся. Предшественником данного налога был сбор на пользование транспортным средством, принятый Советской властью в 1921 году [6].
Объектами налогообложения являлись велосипеды, лошади, лодки для перевозки людей, самодвижущиеся экипажи, ручные тележки и сани. Спустя 2 года обложение усовершенствовали в виде таких платежей, как налог на велосипеды, налог на лошадей и выездные экипажи, налог на яхты и др. В дальнейшем все более распространенными становились автомобили и мотоциклы, и в 1942 году список объектов налогообложения расширили, а сбор переименовали в сбор с владельцев транспортных средств.
Плательщиками сбора были граждане, которые имели автомобили, мотоциклы, моторные лодки, лошадей в городах и поселках. При этом в 1988 году в качестве налоговой базы была установлена мощность двигателя транспортного средства, измеряемая в лошадиных силах. Затем в 1991 году такой объект налогообложения, как легковой автомобиль, был разделен на легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил и свыше 100 лошадиных сил.
В 1996 году налог по отношению к автомобилям стал зачисляться в территориальные дорожные фонды, а по отношению иных транспортных средств взимался налог на имущество физических лиц. С 1999 по 2001 гг. взимался налог на отдельные виды транспортных средств, в качестве налоговой базы которого был установлен рабочий объем двигателя, измеряемый в кубических сантиметрах.
Транспортный налог, взимаемый на данный момент в России, был введен лишь в 2003 году главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог вместе с налогом на имущество организаций и налогом на игорный бизнес является региональным налогом [2]. Законодательные органы субъектов наделены полномочиями в отношении определения налоговых ставок.
Однако у налоговых ставок есть пределы, которые установлены Налоговым кодексом [3].
Налогоплательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При этом учитываются лишь те зарегистрированные транспортные средства, которые являются объектами налогообложения, то есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, катера, яхты, теплоходы, парусные суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Кодексом установлено, что объектами налогообложения транспортного налога не являются 11 групп транспортных средств. Например, легковые автомобили, оборудованные для инвалидов, промысловые суда, транспортные средства в розыске, находящие в собственности у организаций или индивидуальных предпринимателей пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
В качестве налоговой базы используются мощность двигателя в лошадиных силах, паспортная статическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы, валовая вместимость или единица транспортного средства в зависимости от объектов налогообложения.
Рассматривая налоговые ставки, стоит отметить, что в зависимости от налоговой базы они устанавливаются законами субъектов и не более чем в десять раз могут быть либо увеличены, либо уменьшены, за исключением налоговых ставок для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.
При этом Налоговым кодексом предусмотрена дифференциация налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом прошедших с года выпуска количества лет или экологического класса.
Согласно Налоговому кодексу, организации самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога и авансового платежа как одну четвертую произведения налоговой базы и ставки по истечении каждого отчетного периода, в то время как сумму налогов, подлежащих к уплате физическими лицами, исчисляют налоговые органы.
При исчислении налога учитывается повышающий коэффициент. Перечень легковых автомобилей, для которых применяется повышающий коэффициент, ежегодно разрабатывается Министерством промышленности и торговли.
Согласно статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты субъектов по нормативу зачисляются 100% налоговых доходов от транспортного налога [1].
Транспортный налог является прямым, региональным налогом, взимаемым на территории РФ с 2005 г.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Помимо основных элементов для данного налога, российским законодательством устанавливается возможность применения налоговых льгот.
Налоговые льготы можно определить как полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с законодательством.
Цель, ради которой вводятся налоговые льготы, - сокращение конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика.
На федеральном уровне не признаются объектом налогообложения:
1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;
3. промысловые морские и речные суда;
4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
6. транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам;
7. транспортные средства, находящиеся в розыске;
8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10. морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 32. 07.08.2000. Ст. 3340.
2. Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 20.
3. Приказ МВД России от 07.08.2020 № 605 (ред. от 26.06.2018) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2020 № 30048) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Информация ФНС России «Об особенностях начисления транспортного налога» от 20.12.2012 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
5. «Правила проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)» (утв. Минсельхозпродом РФ 31.05.1995 № 2-21/862) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.06.1995 № 863) // Российские вести, № 124, 06.07.1995.
6. Актуальные проблемы и пути совершенствования транспортного налога в российской федерации / Будник Е.С., Никишина В.В., Тарасов В.И. // В сборнике: наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 174-176.
7. Артонкина Н.В. Основные события и важные изменения в сфере логистики начала 2021 г. // Логистика сегодня. 2021. № 1. С. 2-8.
8. Валова С. Разъяснения Минфина по исчислению транспортного налога // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 8. С. 53-63.
9. Взгляд в будущее: справедливый и упрощенный механизм взимания транспортного налога / Евсеенко С.В., Иванова Е.В., Ваганова С.Г. // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 40-43.
10. Воробьева А.Е., Егорова А.А. Рекомендации по совершенствованию администрирования транспортного налога // Научный Лидер. 2021. № 3 (5). С. 31-32.
11. Казаченков С.Д. Налог на роскошь: перспективы и возможность применения в России // В сборнике: наука в современном мире. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 438-440.
12. Каширина М.В., Салихов Г.М. Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России // Московский экономический журнал. 2020. №5.
13. Косачева Д.Д., Ужовская А.А. Несовершенства транспортного налога в РФ // Студенческий вестник. 2021. № 18-6 (163). С. 65-66.
14. Кузина Е.И. Бухгалтерский учет налогооблагаемых показателей. Рязань, 2021.
15. Куклина Т.В. Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 329. С.179-181.
16. Лащёнов А.В. Региональные имущественные налоги: новеллы 2021 года // Налоговая политика и практика. 2021. № 2 (218). С. 31-35.
17. Несовершенства транспортного налога в Российской Федерации / Чегошева Д.Д., Тимофеева А.В., Велиева А.Р. // В сборнике: Молодежная наука об актуальных проблемах и перспективах развития отраслей народного хозяйства. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции обучающихся. Новосибирск, 2021. С. 293-296.
18. Нестеренко Д.А. Методические аспекты порядка исчисления транспортного налога с физических лиц в республике Беларусь // В сборнике: Тенденции экономического развития в XXI веке. Материалы III Международной научной конференции. Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 460-463.
19. Ошнянская С.А. Транспортный налог в России: краткая характеристика и бухгалтерский учёт // В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. С. 64-66.
20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 747 с.
21. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 899 с.
22. Пестерева Е.В. Рассмотрение особенностей расчета транспортного налога для автовладельцев // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 2. № 24. С. 116-119.
23. Пименов Н.А. Оптимизация транспортного налога // Налоги. - 2011. - №2. - С. 15-20.
24. Рекомендации по совершенствованию транспортного налога в Краснодарском крае / Александрова Ж.П., Айриян В.К., Айриян Ф.К. // В сборнике: Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От плана ГОЭЛРО до наших дней . Материалы международной научно-практической конференции (посвящена столетию плана ГОЭЛРО) . 2021. С. 17-23.
25. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. М.: КНОРУС, 2016. 496 с.
26. Фурсаев С.Н. Граждане России ответственные налогоплательщики? // В сборнике: научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. сборник статей по материалам CXI студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. С. 66-72.
27. Ханахмедова М.Х., Сулейманов М.М. Роль транспортного налога в формировании доходов бюджетов РФ // В сборнике: Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные механизмы обеспечения экономического роста в новых экономических условиях. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 75-81.
28. Цой В.Р. Налогообложение предметов, квалифицируемых в качестве роскоши: реалии и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 225-227.
29. Черненко К.А. Анализ состояния и тенденции развития автоперевозок нерудных материалов в условиях цифровизации логистических схем контроля // Санкт-Петербургский научный вестник. 2021. № 2 (11). С. 11.
30. Шумяцкий Р.И. Транспортный налог в России: новые подходы в исчислении // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 80-82.
31. Щеглов М.А. Повышающие коэффициенты к транспортному налогу: особенности и проблемы реализации // В сборнике: молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCIX международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 57-62.
32. Щербакова И.Г., Хрипко Г.А. Проблемы и перспективы развития транспортного налога в удмуртской республике // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31. № 3. С. 409-414.